Белуха

Особенности и среда обитания белухи

Белуха (от лат. Delphinapterus leucas) – крупное млекопитающее, семейство нарваловых, подвид – зубатые киты. Дельфином считается из-за среды обитания – моря Северного океана и полярные водоёмы.

Распространение циркумполярное (50-80 градус северной широты). Белуха обитает в таких морях: Берингово, Белое, Охотское, иногда в Балтийское море заходит. Во время разливов может достигать рек: Обь, Енисей, Лена. По некоторым сведениям — существует отдельная популяция кита белуха в пределах реки Св. Лаврентия.

Имеет крупные размеры: самец достигает длины 6 метров, самка — до 5 метров. Масса тела колеблется в диапазоне от 1,5 до 2 тонн. Отличительная черта дельфина белухи – это голова, что не даёт его спутать ни с кем другим.

Также он может поворачивать голову, что для китов не свойственно. Этому способствуют сросшиеся шейные позвонки. Плавники на груди овальные, небольших размеров. У белухи, в отличие от дельфинов, отсутствует плавник на спине, потому его ещё называют «бескрылый дельфин».

Окрас дельфина белуха разниться и зависит от вековой принадлежности. Только рождённые детёныши имеют синий и тёмно-синий оттенок. Достигшие года особи бледнеют, приобретают серый или светло-серый окрас. Иногда цвет преображается в нежно голубоватый цвет. Представители популяции в возрасте 3-5 лет имеют чисто белый цвет.

Характер и образ жизни белухи

Белухам свойственно собираться в стаи. Группы располагаются примерно так: самка с детёнышами или несколько десятков самцов. Образ жизни заключается в систематичных сезонных миграциях.

Зимой стараются держаться краёв обледенелых акваторий. Часто во время зимовки стаю белух сковывают толстые льды и для многих это заканчивается трагически. Нередко группы мигрируют на юг, кода покровы имеют очень толстую кромку обледенения.

Весной стаи постепенно перемещаются на мелководье, в устья, заливы, фьорды. Такое поведение обусловлено ежегодной линькой. Верхний омертвевший слой они сдирают с помощью трения о гальку или о твёрдые берега.

Миграция осуществляется всегда по одному маршруту. Дело в том, что белуха дельфин запоминает место своего рождения и стремится вернуться туда каждый год. Белуху можно считать полноценным социальным существом в группе. Потому что у них активно развито общение: с помощью звуков, языка тела и мимики.

Учёные насчитали до 50 разных звуков, которых может издавать это животное. Моряки называют кита белуху «канарейкой морских просторов». Характер у животного добродушный, этим объясняется его основное сходство с дельфином. Прекрасно поддаётся дрессировке, часто можно увидеть увлекательные цирковые выступления с их участием. Известны случаи спасения человека полярным дельфином.

Размножение и продолжительность жизни белухи

Период любовных утех у белух наступает в диапазоне весна-лето. Для этого они выбирают более спокойные побережья. Здесь же они спариваются и появляется потомство. Часто самцы достойно сражаются за внимание самки. Половозрелость у самцов наступает в возрасте 7-9 лет, а у самок – в 4-7 лет.

Самка полярного дельфина белухи вынашивает детёныша на протяжении 14 месяцев. Прибавление осуществляется один раз в два-три года. Рожает самка в тёплой воде, поближе к берегу.

Кормит малыша молоком на протяжении 12-24 месяцев. Детёныш при рождении достигает длины около 1,5 метра. Двойняшки встречаются редко. Рожать белухи перестают на втором десятке жизни. Средний возраст, которого достигает млекопитающее, это диапазон от 30 до 40 лет. Главным достоинством белухи является неимоверная ловкость и увёртливость.

Обычная скорость взрослой особи достигает 3-9 км/ч, когда испугана – до 22 км/ч. Способность оставаться под водой без воздуха приблизительно 15 минут. Каждые полторы минут виртуозно выныривают, дабы вдохнуть.

Зрение у белух низкое, потому информацию о ближних предметах они получают с помощью эхо локации. Издают щелчко образные ультразвуки (есть специальные воздушные мешочки). Отдельная часть мозга считывает все данные о близ лежащих предметах. В этом участвует акустическая линза на лбу.

Самое опасное время для полярного дельфина – это зима. Кроме того, что стаи могут попадать в ледовый плен, у них есть естественные враги. Самый опасный – это косатка. От неё сложно скрыться и часто преследование заканчивается плачевно. Поэтому белухи стараются не заплывать далеко в океан.

Ещё один опасный хищник, который любит полакомиться белухой – это белый медведь. Во время зимовки млекопитающих, он подкарауливает их возле кромки воды и сильным ударом когтистой лапы обездвиживает животное.

Недавно появился ещё один плохой фактор, который уменьшает популяцию этих животных – экологический. Большое количество токсичных отходов предприятия сливают в океанские воды, что заставляет стаи мигрировать в очень отдалённые холодные места. Именно они часто становятся ловушкой для большого количества особей, белуха в море попросту замерзает.

Кит белуха — любимец зрителей в огромных аквариумах. Животное охотно идёт на контакт, позирует и позволяет себя сфотографировать. Прекрасно себя чувствует в неволе и является отличным соседом для других экзотических обитателей аквариума.

Часто можно увидеть белух, выступающими в цирке, они отлично справляются с заданиями, их легко дрессировать. На фото белухи получаются почти белоснежными, точно ангелы, спустившиеся на воду.

Образ жизни и питание

Основу питания белухи составляет рыба (главным образом стайная: мойва, треска, сайка, сельдь, дальневосточная навага, камбала, сиговые и лососёвые виды) и, в меньшей степени, — ракообразные и головоногие моллюски. Добычу (особенно придонных животных) белухи не хватают, а всасывают. Взрослая особь потребляет в день около 15 кг пищи. В погоне за рыбой (лососёвыми на нересте) белуха часто заходит в большие реки (Обь, Енисей, Лену, Амур) и в залив реки Хатанга, иногда поднимаясь вверх по течению на сотни километров.

Белухи совершают регулярные сезонные миграции. По весне они начинают перемещаться к берегу — к мелководным заливам, фьордам и устьям северных рек. Летование у берегов обусловлено обилием здесь пищи и более высокой температурой воды. Кроме того, прибрежные участки — удобные места для «линьки». (Чтобы снять омертвевший поверхностный слой кожи, белухи трутся о гальку на мелководье.) Белухи привязаны к одним и тем же местам летования, посещая их из года в год. Слежение за отдельными особями показало, что белухи запоминают место своего рождения и путь к нему после зимовки.

В зимнее время, как правило, держатся кромки ледовых полей, но иногда далеко проникают в зону оледенения, где ветры и течения поддерживают трещины, разводья и полыньи. При обледенении больших акваторий совершают массовые откочёвки на юг. Полыньи, к которым белухи поднимаются подышать, могут быть удалены на несколько километров друг от друга. Белухи поддерживают их, не давая замёрзнуть, — они способны пробивать спиной лёд толщиной до нескольких сантиметров.

Белуха в аквариуме

Тем не менее, зимовка порой заканчивается для белух трагически, когда полыньи затягиваются слишком толстым льдом или стадо белух попадает в ледовый плен. Зимой на белух охотится белый медведь, который подстерегает добычу у полыней и глушит её ударами лап. Другим врагом белух является косатка.

Белуха с детёнышем

Путешествуют белухи стаями, состоящими из групп двух типов. Один — это группы из 1—3 взрослых самок (предположительно сестёр) и их детёнышей разного возраста. Другой тип — группы из 8—16 взрослых самцов. Преследуя косяки рыбы, белухи иногда сбиваются в стаи в сотни и даже тысячи особей.
Белухи — социальные существа. За разнообразие издаваемых ими звуков американцы прозвали белуху «морской канарейкой» (sea canary), а у русских появился фразеологизм «реветь белугой». (на Русском севере белуху часто называют белугой.) Исследователи насчитали порядка 50 звуковых сигналов (свист, визг, щебетание, клёкот, скрежет, пронзительный крик, рёв). Помимо этого белухи используют при общении «язык тела» (шлепки по воде хвостовыми плавниками)

Адаптация к окружающей среде

Белуха танцует под мексиканскую музыку.

Кожа с уплотнённым слоем эпидермиса (до 15 мм толщины) защищает белух от повреждений при плавании среди льдов. От переохлаждения их спасает слой подкожного жира до 10—12 см толщиной.

Кроме криков белухи издают ультразвуковые щелчки. В их производстве участвует система воздушных мешков в мягких тканях головы, а фокусируется ультразвуковое излучение особой жировой подушкой на лбу — акустической линзой. Отражённые от окружающих объектов, щелчки возвращаются к белухе, — приемной «антенной» служит нижняя челюсть, передающая вибрации к полости среднего уха. Анализ эха позволяет белухе получать точное представление об окружающем пространстве.

Несмотря на массивность, белуха отличается ловкостью, — она способна плавать на спине и даже задом наперёд. Обычно белуха плывёт со скоростью 3—9 км/ч. Но испугавшись, белуха может совершать рывки до 22 км/ч. При средней скорости белухи выныривают через каждые 1—1,5 минуты, но способны оставаться под водой до 15 минут. Белуха приспособлена к виртуозным манёврам на мелководье. Если она все же садится на мель во время отлива или преследуя косяк рыбы, то может, дождавшись прилива, сняться с мели и возвратиться в море.

Статус популяции и охрана

С 1994 года вид занесён в Красный список МСОП со статусом: «Least Concern (Наименьшие опасения)». По состоянию на 2017 г. в мире насчитывалось порядка 21 стад белух, общая численность которых оценивалась в 136 тыс. особей (без учёта России). В настоящее время основная угроза белухам заключается не в интенсивном промысле, а в индустриальном освоении арктического шельфа и загрязнении среды обитания белух отходами и ядохимикатами.

В 2008 году при поддержке Председателя Правительства России В. В. Путина начата Программа изучения белухи «Белуха — Белый Кит». Летом 2009 года премьер прибыл на остров Чкалова, чтобы принять в ней участие. Основными целями Программы являются изучение распространения, численности, структуры популяции белух и её миграций в российских территориальных водах. С 2010 года данный проект поддерживает Русское географическое общество.

В конце 2018 — начале 2019 года разразился скандал, связанный с недопустимо жестокими условиями содержания белух и косаток в Центре адаптации морских млекопитающих ТИНРО-Центра в бухте Средняя.

Рёв белухи

В русском языке существует фразеологизм «реветь белугой», связанный с громкими звуками, которые издаёт белуха. В XIX веке были распространены два варианта написания названия этого животного: «белуха» и «белуга». В современном языке слово «белуга» имеет основное значение — рыба белуга, но для млекопитающего «белуга» также употребляется.

Рёв белуги в русской классике

Провожал до сеней не врачей — вечера,
Вопреки объявленью готовый к услугам
Только в белые ночи, когда до утра
Размышлял, и вокзалы ревели белугой.

Б.Пастернак. Из записок Спекторского.

Глупый Михель с пышною супругой
Семенит и машет колпаком,
Белый клоун надрывается белугой
И грозит кому-то кулаком.

Саша Чёрный. Карнавал в Гейдельберге.

Пароход ревёт белугой,
Башня Эйфеля в чаду…
Кто меня бы мисс Калугой
Выбрал в нонешнем году!

Саша Чёрный. Парижские частушки. II.

Укусили бегемота,
И от боли бегемот,
Рот разинув, как ворота,
Так и грохнулся в болото
И белугою ревёт.

К. Чуковский. Одолеем Бармалея! (Военная сказка).

Я очень рад был, но, присев у пня,
Я выл белугой и судьбину клял, —
Немецкий снайпер дострелил меня
Убив того, который не стрелял.

В. С. Высоцкий. «Тот, который не стрелял» (1972).

Примечания

  1. Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1984. — С. 117. — 10 000 экз.
  2. Павлинов И. Я. Систематика современных млекопитающих. — М.: Из-во Московского Ун-та, 2003. — С. 221-222. — 297 с.
  3. Marine mammals of the World. FAO Species Identification Guide. p.76-77
  4. 1 2 3 4 Животные: млекопитающие России, 2013, с. 74.
  5. 1 2 3 4 Животные: млекопитающие России, 2013, с. 75.
  6. The IUCN Red List of Threatened Species. IUCN Red List of Threatened Species. Дата обращения 1 марта 2019.
  7. The IUCN Red List of Threatened Species. IUCN Red List of Threatened Species. Дата обращения 1 марта 2019.
  8. Экспедиция РАН | Проекты. sevin-expedition.ru. Дата обращения 27 апреля 2017.
  9. ПРОГРАММА «БЕЛУХА — БЕЛЫЙ КИТ». programmes.putin.kremlin.ru. Дата обращения 27 апреля 2017.
  10. Сохранение редких видов: белуха – белый кит | Русское географическое общество. www.rgo.ru. Дата обращения 27 апреля 2017.
  11. Команда Жана-Мишеля Кусто разработает механизм реадаптации косаток. Российская газета. Дата обращения 5 апреля 2019.
  12. Культура письменной речи. РУССКИЙ ЯЗЫК — Реветь белугой
  13. Позвоночные животные России: Белуга
  14. Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы: В 2-х тт. — Л.: Советский писатель, Ленингр.отд., 1990. — Т. 2. С. 242. («Библиотека поэта», Большая серия, 3-е изд.).
  15. Саша Чёрный. Собрание сочинений в 5 тт. — М.: Эллис Лак, 1996. — Т. 1. С. 171.
  16. Саша Чёрный. Собрание сочинений в 5 тт. — М.: Эллис Лак, 1996. — Т. 2. С. 156—157.
  17. Чуковский К. И. Стихотворения. — СПб.: Академический проект, 2002. — С. 359. («Новая библиотека поэта»).
  18. В Китае белый кит спас тонущего дайвера — РИАНовости по материалам The Telegraph

Белуха

Delphinapterus leucas (Beluga)
Отряд Китообразные — Cetacea
Подотряд Зубатые киты (Odontoceti)
Семейство: Нарваловые (Monodontidae)

В семействе 2 вида: Delphinapterus leucas (beluga) и Monodon monoceros (narwhal).

В русском языке существует фразеологизм «реветь белугой», связанный с громкими звуками, которые издает белуха. В XIX веке были распространены два варианта написания названия этого животного: «белуха» и «белуга». В современном языке слово «белуга» имеет только одно значение — рыба белуга.

Общая информация

  • Статус вида — уязвимый (Vulnerable).
  • Обитание — кругополярно, между 50° и 80° с.ш.
  • Численность — 100—200 тыс. особей (без учёта России), популяция российских белух – около 100 тыс.
  • Расположение спинного плавника — отсутствует. Отсюда латинское название рода Delphinapterus — «бескрылый дельфин».
  • Длина новорожденного — 140-160 см.
  • Длина и вес взрослого — крупнейшие самцы достигают 6 м. длины и 2 т. массы; самки – 5 м. и 1,5 т.
  • Продолжительность жизни – 30-40 лет.
  • Питание — главным образом, стайная рыба (мойва, треска, сайка, сельдь, навага, камбала, сиговые и лососёвые виды); в меньшей степени — ракообразные и головоногие моллюски.

Ареал
Распространена кругополярно, между 50° и 80° с.ш., населяя арктические, а также Берингово и Охотское моря; зимой иногда заходит в Балтийское море. Изолированная популяция имеется в эстуарии реки Св.Лаврентия.


Численность и статус
По состоянию на май 1999 г. в мире насчитывалось порядка 30 стад белух, общая численность которых оценивалась в 100—200 тыс. особей (без учёта России).

Российский ареал белух – самый большой в мире. Считается, что суммарная численность популяции – около 100 тыс. особей.
Охотское море – три популяции, каждая – 10–15 тыс. особей. На Чукотке, Анадырский залив – популяция в 10–15 тыс. голов. Море Лаптевых, Карское море – здесь обитает классическая белуха, которую описал еще Лаплас (кстати, он и дал ей латинское название – leucas, то есть «белая»); Баренцево и Белое моря – 18–20 тыс.
С 1994 года вид занесён в Красный список МСОП со статусом уязвимый (Vulnerable).

В настоящее время основная угроза белухам заключается в индустриальном освоении арктического шельфа и загрязнении среды обитания белух отходами и ядохимикатами.
По решению Международной конференции по мониторингу потепления Арктики (Валенсия, март 2007 года) два вида морских млекопитающих (белуха и нерпа) получили международный статус видов-«биоиндикаторов».
Многолетние ряды наблюдений Института океанологии РАН за структурой популяции белух Белого моря признаны базовыми для понимания влияния потепления на экосистему, и рекомендовано продолжение этих работ.
Внешний вид
От повреждений белуху защищает кожа с 15 мм уплотненным слоем эпидермиса, и 12 слой подкожного жира, который спасает от переохлаждения.

Окраска кожи однотонная. Меняется с возрастом: новорождённые — тёмно-синие, после года становятся серыми и голубовато-серыми; особи старше 3—5 лет — чисто белые (отсюда название).
Крупнейшие самцы достигают 6 м длины и 2 т массы; самки мельче.
Голова у белухи небольшая, «лобастая», без клюва. Позвонки на шее не слиты вместе, поэтому белуха в отличие от большинства китов способна поворачивать голову. Грудные плавники маленькие, овальной формы. Спинной плавник отсутствует; отсюда латинское название рода Delphinapterus — «бескрылый дельфин».
Образ жизни и питание
Может быть, один из главных выводов, к которому приходят ученые, – белухи не имеют одного шаблона поведения, они очень пластично вписываются в окружающие условия.

Белухи совершают регулярные сезонные миграции. Весной они начинают перемещаться к мелководным заливам, фьордам и устьям северных рек. Летом белухи начинают перемещаться к берегу. Это обуславливается наличием пищи и более теплой водой. Начинается линька и прибрежные участки удобны для этого процесса.

Чтобы освободиться от омертвевших слоев кожи, белые киты трутся о гальку на мелководье. Обычно белухи привязаны к одному и тому же месту летования, приплывая туда каждый год.
В зимнее холодное время года белухи держатся кромки ледовых полей или проникают в зоны оледенения. Ветры и течения поддерживают трещины, разводья и полыньи, к которым белухи поднимаются подышать. Но они могут быть на расстоянии нескольких километров друг от друга, и белухи поддерживают их, не давая им замерзнуть, пробивая спиной лед толщиной до нескольких сантиметров. Но если территория слишком обледеневает, киты отплывают южнее.
Если же белухи попадают в ледовый плен, когда полыньи покрываются слишком толстым льдом, их могут съесть белые медведи. Они подстерегают белуху у полыней и ударом лапы оглушают ее. Так же на белух охотится косатка.
Стадо белух делится на две группы: в первую группу входит от одной до трех взрослых самок и разновозрастных детенышей, а во вторую группу — от восьми до шестнадцати взрослых самцов. Во время преследования косяков рыбы, эти киты могут сбиваться тысячами в огромные стаи.
Белуха очень развитое существо. Об этом говорит множество звуков издаваемых этими китами, и даже какие-то жесты и мимика. Кроме того, они способны издавать щелчки с помощью воздушных мешков на голове и жировой подушкой на лбу.
Обычная скорость белухи в спокойном состоянии достигает 9 км/час, при повышенном адреналине — до 20 км/час рывками. Каждые полторы минуты она выныривает на поверхность, но все же способна пробыть подводой до пятнадцати минут. Белухи очень ловкие и приспособленные к маневренности на мелководье, несмотря на свою массу.
Основу питания белухи составляет рыба, главным образом, стайная (мойва, треска, сайка, сельдь, навага, камбала, сиговые и лососёвые виды); в меньшей степени — ракообразные и головоногие моллюски.

Добычу, особенно придонные организмы, белухи не хватают, а всасывают. Взрослая особь потребляет в день около 15 кг пищи. В погоне за рыбой (лососёвыми на нересте) белуха часто заходит в большие реки (Обь, Енисей, Лену, Амур), иногда подымаясь вверх по течению на сотни километров.

Голос белухи в природе

Детеныши
Время размножения белухи — от весны до осени; спаривание и роды происходят у побережья. Белое море — единственный родильный дом для всех белух европейской части Арктики.

Самцы часто устраивают турнирные бои за самок. Беременность длится около 14 месяцев; самки приносят потомство раз в 2—3 года. Обычно рождается один детёныш длиной 140—160 см; очень редко — два.

Роды происходят у устьев рек, где теплее вода. Следующее спаривание происходит уже через одну-две недели после родов. Молочное выкармливание длится 12—24 месяца.
Половая зрелость у самок обычно наступает в 4—7 лет, у самцов — в 7—9 лет. Рост белух завершается к 9—11 годам. Рожать самки перестают на втором десятке лет.

Максимально известный документально зафиксированный возраст белухи – 43 года. Но, по всей вероятности, это не предел.
Белуха и человек
Белуха имеет ограниченное хозяйственное значение, используются только шкура и жир.

Последние три десятилетия в России коммерческий промысел белух не ведётся; ежегодно добывается несколько десятков особей для нужд народов Севера и Дальнего Востока, научных исследований и дельфинариев.

Белуха удовлетворительно переносит неволю, хорошо дрессируется. Впервые была представлена в цирке Барнума в 1861 году.

Некоторые специальности, успешно осваиваемые дельфинами и белухами (доставка оборудования водолазам, поиск потерянных предметов, подводная видеосъемка), способны сделать их неоценимыми помощниками человека в исследовании Арктики.

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

—наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко…(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;

—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

— формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);

— при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.

4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);

— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);

— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

— между предметом и материалом, из которого сделан предмет: …не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);

— между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);

— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);

— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);

— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);

— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.

Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба — радость!

Сегодня фильм хороший в клубе — радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)

Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне — все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

—восклицательные предложения;

— диалог, скрытый диалог;

—вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

—ряды однородных членов;

—цитирование;

—вводные слова и конструкции

—Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *