Легенда о черепахах

Легенда о хрустальных черепах

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы разберём одну из самых захватывающих легенд XX века — легенду о хрустальных черепах. До сих пор эта история будоражит умы многих людей. Но действительно ли они являются чем-то особенным или это всего лишь очередная мистификация? Давайте разбираться вместе.

Предоставленный далее материал был опубликован в журнале .

Джейн МакЛарен Уолш, антрополог Смитсоновского национального музея естественной истории.

Приятного чтения!

Вместе с суперзвёздами Харрисоном Фордом, Кейт Бланшет и Шиа ЛаБёф, в новом фильме об Индиане Джонсе сюжет будет раскручен вокруг самых загадочных артефактов из известных сегодня археологам – хрустальных черепов, впервые ставших известными в 19 веке и которых специалисты приписывали к различным «древним месоамериканским» культурам. В этой статье антрополог Смитсоновского института Джейн МакЛарен Уолш делится с нами своим приключением во время проведения исследования артефактов, которые вдохновили создателей фильма «Индиана Джонс и королевство хрустальных черепов» (в кинотеатрах с 22 мая 2008 года), и подробно описывает свои попытки выследить загадочного «приобретателя редких древностей», который может снабдить нас ключом к разгадке происхождения этих экзотических предметов.

В 1992 году этот полый череп был получен Смитсоновским институтом от анонимного отправителя. В письме, сопровождавшем этот артефакт весом около 14 кг. и высотой 25 см., выдвигалось предположение об ацтекском происхождении (James Di Loreto & Donald Hurlburt/Smithsonian Institution).

16 лет назад тяжёлая коробка, направленная по несуществующему адресу «Куратору Смитсоновского института, МезоАмериканский музей, Вашингтон, федеральный округ Колумбия», была доставлена в Национальный музей американской истории. Её сопровождало неподписанное письмо, в котором сообщалось следующее: «Этот ацтекский хрустальный череп, заявленный в качестве части коллекции Порфирио Диаса, был приобретён в Мексике в 1960 году… Я дарю его Смитсоновскому институту безвозмездно». Ричард Алборн, тогдашний куратор испано-американских коллекций, знал о моих познаниях в мексиканской археологии и пригласил меня выспросить знаю ли я что-либо об этом предмете – жутком, молочно-белом хрустальном черепе значительно большего размера по сравнению с человеческой головой.

Я рассказала ему, что мне известно о выставленном черепе подобного размера в Британском музее и что я видела меньшего размера череп, принадлежавший Смитсоновскому институту, который выставлялся как подделка. После длившегося несколько минут замешательства, вызванного попыткой осмысления значения и смысла этим необычным артефактом, он спросил будет ли департаменту антропологии интересно принять его в свои национальные коллекции. Я без промедления ответила утвердительно – если череп окажется подлинным доколумбовым месоамериканским артефактом, то такие редкие предметы определённо должны стать частью национальных коллекций.

Я тогда и представить не могла, что это добровольное пожертвование приведёт меня к совершенно новому исследованию. В последующие годы моё исследование этого одного черепа привело меня к исследованию истории доколумбовых коллекций в музеях всей земли, и я также начала сотрудничать с разными иностранными учёными и музейными кураторами, чьи пути так или иначе пересекались с хрустальными черепами. Изучение этих артефактов привело к изучению доколумбовой технологии обработки камней, в частности выполнении резных работ по таким твёрдым камням как жадеит и кварц.

Хрустальные черепа подверглись серьёзному вниманию со стороны учёных, но они также возбудили воображение и обывателей, поскольку кажутся такими мистическими. Теорий об их происхождении имеется великое множество. Некоторые считают их ручными работами ацтеков или майя, а ещё они являются постоянными темами дискуссий на оккультных сайтах. Другие настаивают на том, что они были сделаны на затонувшем континенте или даже в далёкой галактике. А сейчас они стали ещё и археологическими суперзвёздами и всё благодаря нашему киношному коллеги Индиане Джонсу в фильме «Индиана Джонс и королевство хрустальных черепов». Подробности замысла фильма тщательно охраняются продюсерами, но по слухам в Интернете, упоминаемый в заглавии череп по сценарию создан инопланетянами.

Джейн МакЛарен Уолш и Скотт Виттакер исследуют с помощью растрового электронного микроскопа «Череп Митчелл-Хеджеса», при помощи которого специалисты пытаются найти отметки от каких-либо инструментов (James Di Loreto/Smithsonian Institution).

Подобные экзотические высеченные фигуры часто приписывают доколумбовым месоамериканским культурам, но ни один из хрустальных черепов, находящихся в музейных коллекциях, не был представлен миру во время документированных раскопок и у них мало стилистических или технических связей с подлинными доколумбовыми изображениями черепов, которые являются важными деталями в месоамериканской иконографии.

Сегодня ими восхищаются стареющие хиппи и приверженцы Нью Эйджа, но что за правда скрывается за хрустальными черепами? Откуда они появились и зачем их сделали?

Музеи начали коллекционировать хрустальные черепа со второй половины 19 века, когда в Мексике ещё не было проведено ни одних научных археологических раскопок и знаний о настоящих доколумбовых артефактах было совсем мало. Это был также расцвет индустрии подделок на доколумбовые предметы. Когда археолог из Смитсоновского института В.Г. Холмс посетил Мехико в 1884 году, то увидел там «сувенирные магазины» буквально на каждом углу, которые были заполнены поддельными керамическими сосудами, свистульками и фигурками. Двумя годами позже Холмс выразил своё беспокойство обилием поддельных доколумбовых артефактов в музейных коллекциях в статье для журнала «Science» под заголовком «Торговля поддельными мексиканскими древностями».

Французский антиквар Эжен Бобан с коллекцией месоамериканских артефактов на парижской выставке 1867 года. Среди выставленных на показ предметов были 2 хрустальных черепа. Возле его ног расположены горшок и боевой топор, выдаваемые Бобаном за ацтекские – оба предмета являются подделками (Jane Walsh/Museo Nacional de Historia, Mexico City).

Первые мексиканские хрустальные черепа становятся известны миру непосредственно перед французской интервенцией 1863 года, когда армия Луи Наполеона вторглась в страну и провозгласила Максимилиана фон Габсбург из Австрии императором. В общей своей массе они были небольшими – не более 4 сантиметров. Самым ранним образцом, пожалуй, является череп из Британского музея около 2,5 сантиметров высотой, который был приобретён английским банкиром Генри Кристи в 1856 году.

Два других образца выставлялись в 1867 году на «Exposition Universelle» в Париже и являлись частью коллекции Эжена Бобана, возможно самой загадочной фигуры в истории о хрустальных черепах. Француз, служивший в качестве официального «археолога» при мексиканском дворе Максимилиана, Бобан был также членом Французской научной комиссии в Мексике, чья работа и должна была быть освещена той парижской экспозицией. (Выставка была не совсем удачной для второй империи Луи Наполеона, поскольку её открытие совпало с изгнанием Максимилиана силами мексиканского президента Бенито Хуареса)

Один небольшой хрустальный череп был приобретён в 1874 году Национальным музеем Мехико за 28 песо у мексиканского коллекционера Луи Костантино, а другой – за 30 песо в 1880 году. В 1886 году Смитсоновский институт приобрёл небольшой хрустальный череп из коллекции Огустина Фишера, который был в Мексике секретарём императора Максимилиана. Но он загадочным образом исчез из коллекции где-то после 1973 года. Он выставлялся в коллекции археологических подделок после того как в 1950-х годах минералог из Смитсоновского института Вильям Фошег осознал, что череп был высечен современным гранильным колесом.

В 1886 году Смитсоновский институт приобрёл хрустальный череп, который мог бы быть доколумбовой бусинкой, заново выгравированной в 19 веке. На этом листе из каталога предмет был изображён близко к натуральной величине и с вертикально просверленной дыркой по центру. (Paula Fleming Collection).

Эти маленькие черепа представляют собой «первое поколение» хрустальных черепов и все они просверлены сверху вниз. Отверстия на самом деле могут быть доколумбового происхождения, а сами черепа могли являться простыми бусинами, которые впоследствии были заново выгравированы для европейского рынка в качестве маленького memento mori, т.е. предмета для напоминания его хозяину о неизбежности смерти.

В моём исследовании происхождения хрустальных черепов я постоянно продолжала встречаться с именем Бобана. Он прибыл в Мексику будучи подростком и провёл идиллическую юность, проводя свои собственные экспедиции и коллекционируя экзотические птицы. Бобан полюбил мексиканскую культуру, стал свободно говорить на испанском языке и ацтекском науатле, и начал жить за счёт продажи археологических артефактов, реализуя их посредством семейного бизнеса в Мехико.

После возвращения во Францию он открыл в Париже в 1870-х годах антикварный магазин и продал большую часть своей оригинальной мексиканской коллекции Альфонсу Пинарту, французскому исследователю и этнографу. В 1878 году Пинарт подарил коллекцию, которая включала 3 хрустальных черепа, Трокадеро, ныне Musee de l’Homme. Бобан приобрёл третий череп из Пинартовской коллекции уже после прибытия в Париж; этот череп в несколько раз больше остальных черепов того периода с размером около 10 сантиметров в высоту. У этого черепа, сейчас он находится в Musee du Quai Branly, посередине просверлено большое отверстие. Есть также и сравнимый с ним, но меньшего размера (около 6,25 см. в высоту), череп из частной коллекции. Он служит в качестве основания распятия; большего размера череп из Musee du Quai Branly также мог бы служить схожей цели.

Смертельное наваждение

19 век в Европе был веком сильного увлечения черепами и скелетами. Во время правления Луи Наполеона (1852-1870), французские художники создавали стереоскопические фотографии, называемые Чертовщинами, миниатюрных диорам скелетов на шарах, библиотек (см. рисунок), встреч с дьяволом и любовных встреч. Злая сатира на порочный наполеоновский двор, иллюстрирующая насколько популярными были изображения скелетов в то время, когда появились хрустальные черепа. (Paula Fleming Collection)

Второе поколение черепов, размером с натуральную величину и без вертикального отверстия, впервые объявляется в 1881 году в парижском магазине не кого-нибудь, а самого Бобана. Этот череп размером уже около 15 сантиметров в высоту. К описанию этого предмета в опубликованном им каталоге нет возможности придраться, а сам череп перечисляется отдельно от мексиканских древностей. Бобан называет череп «шедевром» гранильной технологии и отмечает, что он «уникальный в мире».

Несмотря на то, что череп был одним в своём роде, он не смог его продать, так что когда Бобан вернулся в Мехико в 1885 году, после 16-летнего отсутствия, он взял его с собой. Он выставлял его вместе с коллекцией настоящих человеческих черепов в своём магазине, которому дал название «Museo Cientifico». Согласно местным слухам, Бобан пытался продать череп в Мексиканский национальный музей как ацтекский артефакт при сотрудничестве с Леопольдо Батресом, который занимал правительственную должность попечителя доиспанских памятников. Но музейный куратор предположил, что череп был стеклянной подделкой и отказался приобретать его. Тогда Батрес обвинил Бобана в обмане и подделке древностей.

В июле 1886 года французский антиквар перевёз свой музейный бизнес и коллекцию в Нью-Йорк и позже провёл аукцион по нескольким тысячам археологических артефактов, колониальным мексиканским манускриптам и большой библиотеке книг. Тиффани и Ко приобрело на этом аукционе хрустальный череп за 950 долларов. Десятилетие спустя, Тиффани и Ко продало череп в Британский музей за его покупную стоимость. Примечательно, что в каталоге Бобана 1886 года для этого нью-йоркского аукциона фигурирует ещё один хрустальный череп. Он меньшего размера и описан как из «долины Мехико», и также перечислен вместе с хрустальной рукой, указанной в качестве ацтекской. Ни один из этих предметов сегодня нигде не учтён.

Третье поколение черепов объявляется чуть раньше 1934 года, когда Сидни Бёрни, лондонский торговец изделиями искусства, приобрёл хрустальный череп практически идентичных пропорций с образцом из Британского музея, купленного у Тиффани Ко. Нет никакой информации где он добыл его, но он является практически точной копией образца из Британского музей – практически те же формы, только детальнее исполнены глаза и зубы. Также у него отдельная нижняя челюсть. В 1943 году этот череп был продан на аукционе Сотбис в Лондоне Фредерику Артуру (Майку) Митчелл-Хеджесу, обеспеченному английскому ловцу глубоководных рыб, исследователю и экстраординарного любителя ловли рыбы на спиннинг.

Начиная с 1954 года после публикации мемуаров Митчелл-Хеджеса в книге «Опасность моя подруга» этот череп 20-го века, третьего поколения, стал считаться майяским по происхождению и оброс множеством фантастических, похожих на истории Индиана Джонса, небылиц. Его приёмная дочь, Анна Митчелл-Хеджес, умершая в прошлом году в возрасте 100 лет, хранила череп 60 лет, изредка демонстрируя его частным образом за вознаграждение. Сейчас череп находится у её вдовца, но свои притязания на него имеют ещё и 10 племянниц и племянников. Известный под именем Черепа Судьбы, Черепа Любви или просто Черепа Митчелл-Хеджеса, этот череп по общему расхожему мнению излучает синий свет из глазниц и является причиной поломок жёстких дисков компьютера.

Хрустальные черепа Митчелл-Хеджеса (слева) и Британского музея (справа) были предметами серии статей 1936 года, в которых куратор Британского музея Адриан Дигби и физический антрополог Г.М. Морент выясняли был ли у этих черепов общий прототип, которого Дигби предположительно считал почитаемого месоамериканского «бога смерти».

Хотя практически все хрустальные черепа со временем стали классифицировать ацтекскими, тольтекскими, миштексими и иногда майяскими, они не отражают художественные или стилистические характерные черты любой из этих культур. Ацтекские и тольтекские разновидности мёртвых голов практически всегда просто высекались в базальте, иногда были покрыты штуком, и вероятно были раскрашены. Обычно они были прикреплены к стенам или алтарям, или изображены в виде барельефов божеств в качестве орнамента. Они сравнительно плохо высечены, но более натуралистичны в сравнении с хрустальными черепами, особенно в изображении зубов. Миштеки иногда изготавливали черепа из золота, но они более точно соответствуют следующему описанию — черепоподобные лица с нетронутыми глазами, носами и ушами. Майя также вырезали черепа, но это были рельефы на известняке. Часто эти черепа, изображённые в профиль, представляют дни их календарей.

Французские и другие европейские покупатели представляли, что покупают искусные доколумбовые резные предметы, отчасти возможно убеждённые своим же представлением об ацтекских человеческих жертвоприношениях. Но ацтеки не подвешивали хрустальные черепа вокруг своих шей. Они вывешивали черепа принесённых в жертву людей на рамках, нанизывая их на шесты горизонтально через виски, а не вертикально.

Я считаю, что все те маленькие хрустальные черепа, которые представляют собой первое поколение подделок, были сделаны в Мексике где-то в то же время когда и были проданы, между 1856 и 1880 годами. Этот 24-летний период может характеризовать работу одного ремесленника или, возможно, одной мастерской. Больший по размеру парижский череп 1878 года, по всей видимости, олицетворяет некое переходное состояние подобных предметов, когда с одной стороны всё ещё присутствует вертикальное отверстие, как и у маленьких черепов, но с другой стороны сам размер черепа исключает его использования в качестве бусин или в любом другом виде для ношения кем-либо на чём-либо. Этот череп сегодня находится в подвальных лабораториях Лувра и Musee du Quai Branly начал программу научной проверки этого предмета, в которой будут использованы усовершенствованные методы изучения, например, анализ частиц, вызываемых рентгеновским излучением, и спектроскопию комбинационного рассеяния – таким образом, вскоре мы, возможно, сможем больше узнать о материале и возрасте предмета.

Южноамериканский идол?

В начале фильма «В поисках утраченного ковчега» (1981) Индиана Джонс напал на след чрезвычайно ценного золотого идола, созданного неопределённой древней южноамериканской культурой. Богиня, изображённая на артефакте, которую Джонс ловко хватает с алтаря (вызывая тем самым инициацию различных глупых ловушек, заканчивающихся разбитием возле нашего героя огромного булыжника), представлена в виде рожающей женщины. Золотая фигурка была смоделирована по заявленному в качестве ацтекского нефритовому артефакту, названного в честь богини Тласольтеотль, который считается шедевром вашингтонского музея Думбартон-Окс.

Изучая историю приобретения этого объекта, я обнаружила, что эта фигурка была продана китайским торговцем знаменитому французскому минералогу Огюстину Дамуру в Париже в 1883 году. Его друг, Эжен Бобан, консультировал Дамура по вопросу приобретения. Исследуя иконографию артефакта, я обнаружила, что такие позы рождения не известны среди документированных доколумбовых артефактов или изображений в кодексах. Также я использовала растровый электронный микроскоп для анализа следов обработки идола и обнаружила на поверхности множество доказательств использования современного станка с дисковым ножом. По моему мнению, идол Тласольтеотля, как и хрустальные черепа, является подделкой, изготовленной в 19 веке.

Парижский череп 1878 года и череп Бобана-Тиффани-Британского музея, появившегося в 1881 году, возможно, являются европейской выдумкой 19 века. Нет никаких связей для каждого из этих черепов с Мексикой, за исключением разве что через Бобана; они просто появляются в Париже много лет спустя его первого возвращения из Мексики в 1869 году. Череп Митчелл-Хеджеса, объявившийся после 1934 года, является просто копией черепа Британского музея и с стилистической и с технической точки зрения. На самом деле уже в 1936 году учёный из Британского музея Адриан Дигби первым выдвинул возможность того, что череп Митчелл-Хеджеса является копией черепа Британского музея, поскольку являлся «извращённым мастерством, таким который обнаруживают у фальшивомонетчиков». Однако, Дигби, будучи тогда молодым куратором, не предположил, что это была современная подделка и также исключил возможность того, что музейный экспонат является подделкой, поскольку исследования на микроскопах начала 20 века не смогли выявить наличия отметок от современных инструмнтов.

Череп, доставленный в Смитсоновский институт 16 лет назад, представляет собой уже другое поколение этих подделок. Как сообщил анонимный даритель, череп был приобретён в Мексике в 1960 году, его размер, вероятно, отражает достаток того времени. В сравнении с оригинальными черепами 19 века, смитсоновский череп просто огромен; весом около 14 килограммов и высотой 25 сантиметров – все остальные черепа по сравнению с ним карлики. Я считаю, что он мог быть изготовлен в Мексике непосредственно перед продажей. (Череп сейчас является частью Смитсоновской национальной коллекции и даже имеет свой каталожный номер: 409954. Сейчас он хранится в моём закрытом кабинете)

Сейчас уже появились 5- или возможно 6-го поколения черепа и меня просят исследовать некоторое их количество. Коллекционеры приносят мне черепа, которые якобы из Мексики, Гватемалы, Бразилии и даже Тибета. Некоторые из «хрустальных» черепов сделаны из стекла; есть несколько, сделанных из смолы.

Учёный Британского музея Маргарет Сакс и я провели исследование черепов Британского музея и Смитсоновского института при помощи света и растрового электронного микроскопа, и мы пришли к однозначному выводу о том, что их выгравировали на относительно современном гранильном оборудовании, который не был доступен для доколумбовых месоамериканских резчиков ( ). Так почему тогда хрустальные черепа до сих пор будоражат умы людей и почему некоторые музеи продолжают выставлять их, несмотря на отсутствие археологического материала по ним и наличия явных иконографических, стилистических и технических проблем по ним? И хотя Британский музей уже выставляет свой череп в качестве примера подделки, другие музеи до сих пор выдают их за подлинники. Мексиканский национальный музей, например, свои черепа определяет как работу ацтекских и миштексих ремесленников. Возможно всё это объясняется тем, что эти мрачные предметы, как и фильмы про Индиана Джонса, просто востребованы и доставляют радость толпе.

Впечатлённые техническим совершенством и блестящей полировкой, поколения музейных кураторов и частных коллекционеров были буквально охвачены этими предметами. Но они слишком хороши, чтобы быть правдой. Если мы всё же считаем, что для резки по камню доколумбовые резчики использовали каменные, костяные, деревянные и, возможно, медные инструменты с песком для шлифовки, то хрустальные черепа являются слишком хорошо выполненными для подобных инструментов.

В конечном счёте, правда о хрустальных черепах могла исчезнуть вместе со смертью Бобана, искусного торговца многими тысячами доколумбовых артефактов, включая как минимум 5 хрустальных черепов, ныне надёжно спрятанных в музеях по всему миру. Он сбил с толку множество людей и оставил после себя интригующее наследие, которое продолжает ставить нас в тупик столетие спустя его смерти. Бобан конфиденциально продавал музеям и частным коллекционерам некоторые из самых интригующих известных подделок, и, возможно, многие из них всё ещё не раскрыты. Звучит как предпосылка для фильма.

Древняя легенда о происхождении черепах

Черепахи – это одни из самых древнейших животных на Земле. Они приспособились выживать не только на суше, но и в воде. С древних времен люди наделяют черепах мистическими, магическими свойствами. У многих народов черепахи являются символом мудрости и родовых, семейных связей, преемственности поколений.

Черепахи – это одни из самых неприхотливых животных, поэтому многие с удовольствием содержат их у себя дома, получая ни с чем не сравнимое удовольствие, наблюдая за их повадками и образом жизни.

Некоторые люди коллекционируют фигурки черепах, полагая, что тем самым они привносят в свой дом гармонию, а в семейные связи стабильность и долговечность. Я тоже могу причислить себя к числу людей, ценящих семейные устои, традиции. И поэтому, чтобы способствовать долголетию своего рода, тоже коллекционирую фигурки черепах и интересуюсь особенностями этих животных, а также историй с ними связанной.

Немного истории

Черепаха – символ материального существования: панцирь черепахи рассматривается как свод небес, возникших на плоской земле; непосредственный посредник между небом и землей, символ всего универсального.

Черепаха символизирует неторопливость жизни, плавное ее течение и ассоциируется со всем тихоходным, медлительным.

Культ черепахи был более свойствен традициям народов Центральной Азии, где на черепаху смотрели как на воплощение бога Вишну, хранителя миров. Считалось, что на ее спине расположена гора Мандра, вокруг которой обвивается гигантский змей Ананта, за один конец которого тянут боги (девы), за другой – демоны (асуры).

В китайской традиции черепаха – символ бессмертия, что связано с удивительно длинной продолжительностью ее жизни. Черепаха еще и символ мудрости, о чем свидетельствуют многочисленные барельефы и изображения. В античной истории черепаха – священное животное богини любви Венеры и бога природы Пана

У индейцев, функция черепах – отвечать за новорожденных детей, поэтому они имеют непосредственное отношение к родам и младенцам.

Древние люди считали, что мир покоится на спине огромной черепахи, которая положила начало Земле, создав первую прочную основу в древнем океане.

Древняя легенда о происхождении черепах.

Древняя индийская легенда повествует: когда мир был молод, дерзкие великаны посягнули на права богов, и разразился меж ними бой. Страшен был гнев богов, и в панике бежали уцелевшие великаны. На поле боя остались лишь щиты и павших великанов, и бежавших. Для того чтобы неповадно было людям впредь гневить богов, а также ради сотворения еще одного чуда, они вдохнули жизнь в эти щиты. И расползлись щиты по земле, обросли лапами, головами и хвостами, превратившись в черепах.

Виды черепах.

Черепахи являются самыми известными рептилиями на Земле. На нашей планете черепах существует около 340 форм (видов и подвидов), часть из которых живет на суше (сухопутные черепахи), часть только в воде (пресноводные и морские), а оставшиеся и на суше и в воде — полуводные. Черепах можно встретить в солёной и пресной воде, в лесах, в открытом море и даже на сухой земле, ближе к пустыням

Внешний вид.

Черепахи в том виде, какими их можно увидеть сегодня, появились 200 миллионов лет назад, когда еще не существовало человека, а по Земле бродили динозавры.

У морских черепах в связи с постоянной жизнью в воде ноги превратились в ласты. Пресноводные черепахи имеют уплощенный обтекаемый панцирь, ноги с длинными острыми когтями для разрывания добычи, а между пальцами у них образовались перепонки.

Сухопутные черепахи обычно мощного телосложения, их толстые ноги имеют короткие тупые когти. Некоторые водные черепахи вторично перешли к жизни на суше, но не порывают связь с водой

Черепаший панцирь — самая главная отличительная черта всех черепах Он предохраняет черепаху от ранений, служит защитой от врагов, сохраняет тепло тела, придает прочность черепашьему скелету. Панцирь черепахи состоит из кости, сверху его щитки покрыты роговыми пластинами. Для фиксирования рёбра, позвонки, тазовый и плечевой пояс срастаются с панцирем. Внешний вид панцирей зависит от окружающей среды. У водных — плоские и уплощенные, у сухопутных — более плотные, толстые. У одного и того же вида черепах в разных условиях может быть разное

Более 200 видов существующих черепах отличаются друг от друга, как размерами, так и формой тела. Самая крупная – кожистая черепаха. Длина ее панциря составляет около 2 м. Австралийская змеиношейная черепаха относится к мелким – длиной не более 30 см.

Какие черепахи живут на территории России.

Среди двух сотен видов ныне живущих черепах некоторые встречаются и у нас в стране. Правда, на землях предков славян встречался лишь один вид — болотная черепаха, скрытная обитательница заросших водоемов. Славяне называли ее «желвью», но видного места в фольклоре, религии, представлениях черепаха у них не заняла. В России обитают два вида сухопутных черепах: степная черепаха и средиземноморская. Внешне они почти ничем не отличаются, только количеством когтей на передних лапах: у средиземноморской их пять, у степной — четыре. Средиземноморская водится в республиках Закавказья и и Дагестане, ее можно встретить и в береговой полосе Каспия.

Все ли черепахи копуши?

Черепаха, которая передвигается по суше, не делает ничего, чтобы опровергнуть точку зрения, согласно которой черепахи с трудом тащатся по жизни. Но не все черепахи копуши. Морские черепахи плавают со скоростью около 30 км/ч. Всякий, кого кусает каймановая черепаха, знает, что, обороняясь или нападая, она может бросаться молниеносно.

Когда черепаха превращается в ледышку?

В Канаде встречается пестрая черепаха, которая отлично приспособилась к отнюдь не жаркому климату этой страны. Ученые установили, что в зимнее время она не просто впадает в спячку, а полностью превращается в «ледышку».

Самка пестрой черепахи откладывает яйца летом, для этого она в рыхлой земле роет неглубокую бороздку. Осенью из яиц вылупляются детеныши. Однако они вовсе не торопятся покинуть свое укрытие, а зарываются еще глубже в почву, избегая при этом встречи, как с хищниками, так и с большими холодами.

Измеряя температуру в этих углублениях, ученые установили, что и там она падает до минус 8 градусов, но маленькие черепахи переносят и это. Оказалось, что более половины всей влаги, содержащейся в теле животного, за зиму превращается в лед, так что детеныш становится как бы каменным.

От кого произошли черепахи.

Черепахи — одни из немногих древних обитателей Земли, которые дожили до наших дней.

Ученые утверждают, что черепахи произошли от примитивных рептилий — котилозавров. Самые первые черепахи еще не умели втягивать голову и конечности в панцирь, потому что их некуда еще было втягивать. Панцирь-домик, который сейчас носят все черепахи, тогда еще не сформировался. Их спины были просто превратилась в покрытый щитками панцирь. Спина черепах твердела и, в конце концов, покрылась роговыми щитками.

Верхний щит черепашьей брони называется карапаксом, а нижний — пластроном.

Что мы знаем о черепахах? Что это рептилии, они же – долгожители планеты Земля. Но это далеко не все, что скрывают от нас черепахи. Узнаем о них чуточку больше…

Популяции некоторых черепах в настоящее время находятся на грани вымирания. Объясняется это, в первую очередь те, что ряд крупных пород этих животных массово истребляется, поскольку традиционно они являются пище для многих народов Азии.

http://www.youtube.com/watch?v=ahw34Boym6U

Азиатская кухня очень активно использует черепашье мясо в приготовлении блюд. Например, атлантическая ридлея на всего двадцать пять лет назад насчитывала не более двухсот особей. Тогда же на отлов этих животных был наложен запрет. И только после этого популяция стала частично восстанавливаться.

Черепахи (Testudines).

Также на грани вымирания находятся те черепахи, ареал обитания которых активно разрушается человеком. Животные вынуждены покидать обжитые места ввиду того, что эти территории активно используются для промышленных нужд. Такое вынужденное переселение мешает воспроизводству новых поколений животных. В дополнение к этому значительный урон наносит браконьерство.

Сейчас многие экзотические животные все чаще отлавливаются самыми варварскими методами в целях их продажи для содержания в неволе. В число животных записанных в Красную Книгу попали и два вида черепах, которые обитают на территории России. Это средиземноморская и Болотная черепаха, которые требуют принятия неотложных мер по восстановлению их популяции.

Черепахи — те, кто побывали в космосе.

Мало кому известно, что черепахи участвовали в космической программе СССР. Это было в 1968 году. После того как в космос были отправлены знаменитые Белка и Стрелка, в Ближний Космос были отправлены степные черепахи. Например, именно они впервые облетели луну в качестве «экипажа» космического корабля «Зонд-5». Выбор был не случайным: именно степные черепахи обладают способностью подолгу обходиться без пищи и воды и при этом потребляют минимум кислорода. В целом их состояние в этот период похоже на летаргический сон.

Черепахи обладают способностью к обучению и к тому же очень быстро привыкают к людям.

Сравнивать их с собаками, конечно же, нельзя – команды они выполнять не станут. Но при этом они могут ходить за тем человеком, который дает им пищу. Кроме этого, если владелец черепахи будет разговаривать с нею, т она может научиться по-своему отвечать ему, например взмахом лапы или покачиванием головы. Кстати черепах можно отучить кусаться. Чтобы добиться этого, нужно в момент укуса несильно прикоснуться к ее панцирю. И только тогда, когда животное перестанет шипеть, отвечая на прикосновение к ней можно осторожно поднести руку. Черепахи достаточно осторожно относятся к инородным предметам и испытывают по отношению к ним большую опаску. Но при этом они очень любопытны. Если поместить в террариум маленький яркий мяч и дать черепахе время на то, чтобы она освоилась, то вскоре она начнет толкать мячик.

Мудрость черепах — миф, а вот способность чувствовать настроение человека — абсолютная правда.

Легендарная мудрость черепах является выдумкой, хотя они могут ощутить человеческое настроение и отвечать на оное. Ответной реакцией на негативные эмоции со стороны черепахи будет «уход» обратно в панцирь. Выманить же ее обратно не удается практически никакими методами. Уговоры, тоже вряд ли подействуют на эту ровесницу динозавров. Как вариант, можно попробовать поместить перед ней лакомство, а затем подальше отойти. Чтобы черепаха снова высунула голову из под панциря, необходимо, чтобы она вновь почувствовала себя в полной безопасности. Есть еще один экзотический способ гарантированно выманить черепаху наружу. Для этого нужно перед ней поставить сверчков в банке.

Не все черепахи медлительны.

Медлительность и неторопливость этих животных давно стала легендой. Однако это не соответствует действительности. Морская черепаха способна передвигаться со скоростью до 35 километров в час. В некоторых странах Океании устраивают черепашьи бега. Их участники могут за один час преодолеть до семита метров. Скорее всего, этот миф сложился из наблюдений за земноводными животными. Ведь давно было замечено, что чем крупнее животное, тем медленнее оно движется, да и тяжелый панцирь значительно отягощает движения.

В настоящее время на планете живет свыше 230 различных видов черепах. Они входят в число наидревнейших животных населявших нашу планету около 220 миллионов лет назад, и которые существуют и поныне. Это великолепное достижение, особенно если учесть что их современники динозавры как вид вымерли примерно 64 миллиона лет назад.

Черепахи — одни из самых древних жителей нашей планеты.

Самая крупная черепаха, обитавшая в меловом периоде, весила около двух тонн и достигала в длину четырех метров. А самой маленькой из живущих ныне считается крапчатая намаквалендская черепаха, едва достигающая 10 сантиметров в длину.

Считать черепах неповоротливыми ошибочно. Они обладают аналитическим умом и координация каждого движения. Например, во время турнирных боев за обладание самкой, самцы настойчиво преследуют своих соперников, при этом победитель кусает противника, и наносят серии ударов передней частью своего панциря, стараясь перевернуть его.

Черепахи являются яйцекладущими животными и откладывают яйца в теплый песок. Обычно это от 100 до 200 яиц в одной кладке. Число кладок может исчисляться десятками. Примерно через 12 недель черепашки сами пробивают скорлупу и вылезают из песка, устремляясь к океану. Обычно самка забывает о своих детях сразу после откладывание яиц , однако бывают и исключения: коричневая черепаха, например, охраняет свои гнезда пока не вылупятся малыши. При этом она оказывает им помощь, когда они вылезают из скорлупы.

Черепахи — яйцекладущие животные.

Некоторые виды земноводных, которых можно встретить в природе могут представлять опасность для человека по причине своей крайней агрессивности. К числу таковых можно отнести грифовую черепаху, обитающую в пойме Миссисипи, которая обладает необычайным устройством ротового аппарата. Рот этой черепахи похож на капкан, с помощью которого она охотится на рыбу.

Расположенный в полости рта очень длинный, похожий на удочку язык используется земноводным для приманивания рыбы. На лапах имеются очень длинные и прочные когти используя которые черепаха может закапываться в песок и заилившись подолгу лежать на дне с открытым ртом ожидая улов. И хотя ее укус для человека не смертелен, однако он достаточно силен, чтобы вызвать очень болезненные ощущения.

К числу опасных черепах относятся, также кайманова черепаха, которая иногда даже откусывала охотникам пальцы. К счастью они не склонны нападать, предпочитая обороняться.

То же самое можно сказать и о черепахах триониксах. Существенный вред они нанести человеку не способны, но в обороне они еще более ожесточены, нежели кайманова черепаха.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Легенды и мифы о черепахах

Черепаха-воин
Черепаха идет на войну. Выбирая товарищей, отвергает пуму, волка, ястреба, берет с собою кузнечика, шило, щетку, головню, маленьких черепашек и тому подобных персонажей. По пути часть из них или все пропадают. Обычно воину-черепахе каким-то образом удается отрезать голову спящему вождю или его дочери, но враги хватают его. Черепаха притворяется, будто не боится огня, ножа и т.п., поэтому ее топят. Оказавшись в воде, она с триумфом возвращается домой. Встречаются варианты, когда воин-черепаха возвращается домой с полдороги или убит врагами.
Черепаха-чудовище
Группа воинов возвращается из похода. Обнаружив на суше огромную черепаху, люди садятся на нее, прилипают, и рептилия уползает с ними в воду. Основанный на данном мотиве сюжет принадлежит к характерной для индейцев Америки жанровой категории – рассказам о приключениях охотников или воинов. У одного из племен индейцев описывается не черепаха, а змея, причем прилипает к ней не группа воинов, а громовая птица.
Женщина на черепахе
1. По ночам к юноше приходит неизвестная девушка. Он чем-то пачкает ее бедро, утром видит отметину у сестры. По его желанию, сестра проваливается сквозь землю, падает на черепаху посреди моря, рожает дочь. Черепаха берет ее в жены, она рожает близнецов Кремня и Венебожо. Кремень убивает мать при рождении, Венебожо убивает Кремня. Согласно другому источнику, бабка Венебожо, то есть Мать-Земля, есть женщина-Жаба.
2. Женщина на небе вступает в какой-то конфликт с мужем или реже с братьями, сброшена в отверстие в небосводе или случайно проваливается в него. Средний мир в то время покрыт водой. Падающую женщину подхватывают водоплавающие птицы и помещают на спину черепахе. Жаба, бобр, но чаще всего ондатра достает со дна землю. На спине черепахи земля вырастает, превращается в материк. Женщина или чаще ее дочь рожает двух близнецов, один из которых, Кремень, убивает ее при рождении, появившись на свет через бок матери.
Черепаха-ныряльщик за землёй
1. Дед и внук сидят на крошечном островке, внуку негде играть. Дед посылает разных животных нырять на дно. Черепаха всплывает мертвая с землею на лапах. Дед бросает землю на воду, земля вырастает. Стервятник высушивает ее взмахами крыльев, создавая долины и горы.
2. Землю заливает потоп, черепаха везет на себе выживших к новой земле, достает землю со дна или служит основой, на которую помещают землю другие персонажи
3. Герой Висака противостоит рогатым подземным пумам. Они сперва пытаются его заморозить, затем окружают водой. Висака делает лодку, велит черепахе нырять. Когда та всплывает, он соскребает ил с ее ног и брюха, лепит комок из этого ила и из веток, принесенных ему Голубкой, кладет на воду, творит сушу. Рогатые пумы остаются под землей.
4. Черепаха принесла из-под вод потопа землю во рту, водная птица – травинку. Землю и травинку положили на черепаху, из них выросла суша. Лишь посвященные знают, что черепаха есть земля и мы живем на ее панцире.
5. Божество создает небо, море, свет, водоплавающих птиц, велит птицам достать со дна моря сушу. Гусь, Утка, Гагара не доныривают, Лысуха приносит со дна в клюве ил, кладет в руку Создателю. Тот лепит комочек, творит сушу, ищет, на чьей спине ее утвердить. Улитки, рачки, рыбы не подходят для этого, лишь бабка-черепаха в силах держать огромный вес. Теперь она мать-земля.
6. Во время потопа Создатель созывает всех, кто может нырять. Птицы не достигают дна. Создатель сам превращается в красноголовую утку и вместе с черепахой приносит глину со дна. Земля вырастает, черепаха сама представляет собой землю.
7. Вначале повсюду лишь море. Водоплавающие птицы не доныривают до дна, черепаха ныряет, птицы вытягивают ее наверх за веревку. На голове и под когтями черепахи осталось немного грязи, из нее делают остров, из острова вырастает земля.
8. Сокол, Старик Койот, черепаха с неба следят за потопом. Черепаха ныряет, привязав за ногу веревку, выныривает. Сокол соскребает у нее из-под ногтей грязь, кладет на воду, земля высыхает, растет.
9. Во время потопа первопредки спасаются на горе. Дятел сообщает, что воду удерживает запруда из глины. Чтобы узнать, далеко ли до дна, Кайман бросает в воду кабана, тапира, других животных — все они тонут. Краб ныряет, возвращается через четверо суток. Кайман ныряет, взяв с собой Черепаху и Броненосца. Черепаха роет снизу, Броненосец сверху. Плотина разрушена, вода устремляется в брешь и уходит. На спине броненосца, каймана и черепахи с тех пор остался песок.
10. Создатель плавал на глади вод на цветке лотоса, послал ворона искать землю. Через шесть месяцев тот встретил черепаху, стоявшую одной ногой в воде, головой доставая неба. Она рассказала ворону, что землю проглотил подводный червь. Черепаха и ворон прибыли к Логанди Радже, тот велел своему брату сделать лодку. Черепаха и ворон нырнули с нее, черепаха схватила червя за шею, тот стал срыгивать землю разных сортов. Ворон взял всю землю в клюв, дернул за веревку, Логанди Раджа вытащил ныряльщиков наверх, Создатель скатал шар из земли, поместил на воду, сотворив сушу.
Черепаха – основа Земли
1. Создатель спускается с неба, создает черепаху, помещает на нее землю.
2. Одинокий Человек хочет сделать мощный бубен. Шкуры бобра, барсука, панцирь обычной черепахи не годятся. Морская черепаха говорит, что мир покоится на ее спине (или на спинах четырех черепах), но Одинокий Человек может сделать бубен из кожи бизона, взяв ее панцирь за образец.
3. Земля покоилась на лягушке. Бог (для упрочения опоры) добавил ей панцирь..
4. Земля покоится на слоне, слон на змее, змея на черепахе.
5. Когда поддерживающая землю черепаха шевелится, происходят землетрясения.
6. Дух воды Гунгун потерпел поражение от своего отца духа огня Чжужуна. Он обрушил гору, служившую опорой небу, часть небосвода отвалилась, начались мировой пожар и потоп. Нюйва отрубила ноги у черепахи, использовала их как подпорки под небосвод.
7. В поисках земли лебедь летел по воздуху, а ворон находился под водой. Они увидели золотую черепаху, которая в лапах держала землю, сообщили Хухудэй Мэргэну. Тот выстрелил в черепаху, она опрокинулась, образовалась твердь, на которой была сотворена земля. По другому варианту, земля сотворена богом на четырех лапах золотой черепахи, которая лежит на спине и поддерживает нашу землю.
8. Богатырь пронзил стрелой черепаху, та опрокинулась. С левой стороны ее тела торчал оперенный конец стрелы, из него образовался лес. С правой стороны — железный наконечник, ту сторону назвали железной (тумэр зуг). Из умиравшей черепахи вылилось море, эту сторону назвали северной водной стороной. Из пасти черепахи пылало пламя, эту сторону прозвали южной огненной стороной. В четырех лапах черепахи были зажаты комочки земли, из них образовалась земная твердь с растительностью.
9. Рогатая черепаха-змея выплыла на поверхность посреди океана. Кусочек земли или экскременты небесного червя упали ей на спину с неба, а сама черепаха-змея или спустившаяся с неба птица перевозчик сбила морскую пену в комок. Вещество, добытое с неба и из моря, стало Землей на спине черепахи-змеи.
Черепаха-ныряльщик за женщиной
1. Жена лосося падает в воду. Лосось обещает ее тому, кто достанет ее со дна. Все птицы и водные животные безрезультатно ныряют, черепаха пять дней ищет женщину, достает, берет в жены.
2. Одна из двух сестер-раковин падает в воду. Кто достанет ее, получит в жены. Это удается мужчине-черепахе, но он отказывается от жены и просит вместо этого красивую одежду (узоры на панцире).
Черепаха-прародитель живых существ
1. Из яйца черепахи возникли две птицы, по-видимому, гусь и гусыня, принесшие грязь со дна первичного океана. При соприкосновении этой грязи с кожей дракона возникла земля. По другому варианту, из яйца черепахи возникло множество живых существ или даже весь мир. Тексты не всегда поддаются однозначному истолкованию, но космогоническая роль черепахи в них несомненна.
Небесная черепаха
Китайские легенды рассказывают, что однажды красавица Жан-Хоа, гуляя, случайно раздавила панцирь небесной черепахи, притаившейся в высокой траве. Красавица была безутешна. И тогда её муж раздал черепки от панциря черепахи людям. Случайно эти черепки попали в землю и, говорят, именно из них появился рис.
Происхождение черепах
Древнеиндийская легенда гласит, что когда-то давно на Земле жили молодые дерзкие великаны, которые посчитали себя выше богов. Боги разгневались на великанов, и разразился между ними страшный бой. Долго он длился, но наконец не выдержали великаны и в панике разбежались кто куда. На поле боя остались только их щиты. Что показать своё могущество, боги вдохнули жазнь в их щиты. И вот щиты тоже расползлись в разные стороны, а потом у них отросли головы и лапы, и они превратились в черепах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *