Социализация собаки

Социализация собаки или щенка Практические советы

Вы знаете что такое социализация собаки? И у собак, как и у людей, часть интеллекта является врожденной, другая часть приобретается во время жизни. И приобретенная, безусловно, играет фундаментальную роль в социализации собаки или в социализации щенка.

Сказать, что некоторые породы умнее, чем другие на самом деле не имеет смысла. Вместо этого мы можем говорить о наиболее подходящих для выполнения определенных задач для разных пород.

Собака очень быстро учится связывать определенные события с непосредственными сигналами, деля их на приятные и неприятные.

Например, звон ключей, может дать понять собаке, что это час прогулки, таким образом, увеличивая его волнение. Даже если вы, возможно, только взяли ключи к дверям в руки просто так.

В этом случае в начале собака должна была каким-то образом узнать, что шум ключей подключен к прогулке. И тогда можно сказать, что эта последовательность выработала условный рефлекс для поведения собаки.

Исследования показали, что щенки, которые рождаются в среде со многими раздражителями (других собак, людей, автомобилей, детей) будут с меньшей трудностью подходить к новым ситуациям, например, новой команды или новому уроку.

Поэтому когда нервная система щенка развивается, (около 4 недель), очень важно, чтобы он общался с другими живыми существами и с окружающим его миром.

Как общаться с собакой

Через пару недель после рождения, щенок начинает фазу социализации, учиться общаться с людьми, его ближними и окружающей средой, которая окружает его. То, что происходит в этой фазе имеет решающее значение, так как он будет влиять на остальную часть жизни собаки.

Вид сосуществования с человеком и актом с другими и способность к адаптации формируются в этом важном этапе. Отсутствие этого шага или плохой стимуляции и / или взаимодействия, как правило, является происхождением поведенческих проблем, которые будут с собакой всю жизнь.

На самом деле, взрослая собака с поведенческими проблемами, требует вмешательства преподавателей и посещаемости классов социализации. По этой причине, владелец должен обратить внимание на социальную деятельность щенки. Важно, чтобы щенок имел контакт с людьми, окружающей средой и другими домашними животными.

Одним из основных способов общения это игра. Благодаря этому средству коммуникации собака может общаться с другими аналогичного возраста и разных пород. Очевидно, прежде чем происходит контакт, это является обязательным, у щенка сделаны все прививки, чтобы избежать заражения различными заболеваниями.

Общение с другими делает профилактику агрессивного поведения, страхов или фобий. Как щенок будет играть с другими собаками (с и без поводка), так он будет участвовать в отношениях и с людьми. То есть для того чтобы привить собаке что она является социальным животным, которое живет в обществе, нужна семья и понимание ее роли в обществе. Тем не менее, пес должен быть независимым, чтобы не страдать от долгой разлуки, когда владелец не с ним.

Перед тем, как принять щенка, пожалуйста, узнайте о месте рождения. Важно, что в первые дни жизни собака живет в изолированном месте, без шума и запахов. Предпочтительно взять щенка, рожденного у себя дома или на ферме .

Импринтинг (запечатление) позволяет собаке понять, что она является частью собачьих видов. Это происходит потому, что новорожденный щенок не понимает, что он принадлежат к этому роду. Это тоже является важной частью для поведенческого развития. У собак с неправильным импринтингом, вероятно, в будущем могут возникнуть проблемы взаимодействия с другими собаками и людьми.

Во время первой фазы жизни щенка жизненно важно, чтобы собака осталась с братьями, сестрами и мамой, по крайней мере, первые два месяца жизни. Целесообразно подвергать щенка к стимулам повседневной жизни, чтобы собака могла узнавать что-то новое.

Социализация щенка

  • От 3 до 8 недель, щенки учатся реагировать на других собак. Эта социализация называется первичная внутривидовой социализация;
  • От 5-8 недель до 12 недель щенок учится взаимодействовать с людьми и другими видами животных. Она называется внутривидовой вторичной социализацией;
  • От 5-12 недель до 16 недель детёныши исследуют окружающую среду вокруг них.

Взаимодействие с миром вокруг него играет жизненно важную роль в формировании характера и так далее, чтобы быть хорошей собакой. Три месяца жизни это предел, когда может быть спонтанная социализация.

Например, если в течение этого периода собака не вступает в контакт с кошками, вполне вероятно, что до конца жизни не смогут иметь здоровые отношения с вашей кошкой. Он должен привыкнуть к различным средам, шумам и различных запахов. Только такие изменения будут учить не бояться новизны. В то время, если социализация терпит неудачу, взрослая собака должна будет учиться в классах социализации.

В классах социализации есть задача развития социальных навыков собаки, помогая решать проблемы, которые возникают, когда идет взаимодействие между различными видами. Эти встречи не служат только для удовлетворения собак, но и дают инструмент, чтобы этому научиться.

И именно по этой причине классы не формируются в зависимости от возраста, породы или пола собаки, но на основе личности, навыков и умения общаться. Собака во время этих встреч не должна быть обязана что-то делать, но, напротив, ее следует оставить свободно выражать себя, свою сущность. Очевидно, что тогда тренер будет решать, дать ли свободу или держать пса на поводке во время противостояния.

Одной из конечных целей, на самом деле, создать эффективный канал связи между собакой и ее хозяином.

Физические барьеры, такие как ограждения или привязи, являются инструментами, которые могут помочь защитить пса. Использование намордника должно быть ограничено только на первом этапе для того, чтобы понять и оценить поведение. Если собака должна быть остановлена, то это означает , что ваш класс является неправильным. Хотя агрессия является частью социальной коммуникации.

Социализация собаки. 20 вещей, которые вы должны предоставить вашей собаке в молодом возрасте:

  • звуки его мира — автомобили, грузовики, вертолеты, сирены, дверные звонки, толпы, самолеты, телефоны — короче говоря, любой звук, который вы можете услышать в нормальных повседневных ситуациях;
  • дети (сколько и какого возраста вы должны определить исходя из размеров, породы, и личности вашей собаки);
  • люди любого возраста, этнической принадлежности, пола, внешнего вида и голоса;
  • щенки (только после того, как ваша собака сделала полный цикл прививок );
  • старые собаки (только после того, как ваша собака сделала полный цикл прививок);
  • другие животные, с которые можно столкнуться — кролики, белки, лошади, коровы, птицы и кошки;
  • электрооборудование — посудомоечную машину, метлы и швабры;
  • садовые инструменты — цепные пилы и другие аналогичные инструменты;
  • повседневные объекты в разных позициях: мешок для мусора стоя в один прекрасный день (это было полно) и лежа на боку на следующий день, плита открытая в один день и закрытая на следующий день;
  • тележки торговые и прогулочные;
  • пляжные мячи, баскетбол, теннис и фрисби;
  • легковые и грузовые автомобили, как на стоянке, так и в движении (взять его на прогулку);
  • лестницы и мосты;
  • Такие места , как пляж , горы или тротуары;
  • если возможно погулять рядом с аэропортом и наблюдать самолеты с земли и взлететь, или идти на станцию ​​и ждать поезда;
  • ветеринар, магазин для собак, зоомагазин;
  • дом друга;
  • спорт на открытом воздухе или собачьи бега;
  • люди на ходу — велосипедисты, конькобежцы, люди, которые бегут трусцой , люди в инвалидных колясках или на костылях;
  • рынки;

Это, очевидно, далеко не полный перечень всего того, что может быть или может коснуться вашего щенка во время его жизни, но дает представление о том, в каком направлении вы должны двигаться.

Так что, если ваша собака все еще достаточно молода, самое лучшее, что вы можете сделать для него это хорошая социализация.

Как социализировать щенка

Вы наверняка не раз слышали это слово и наверняка не знаете точно, что именно оно означает. На тему социализации ведутся жаркие споры, в которых можно услышать самые разные мнения на этот счет: от «социализация вообще не нужна» (обычно от спортсменов, у которых несколько собак) до «нужно знакомиться с каждой встреченной собакой и человеком» (обычно от рядовых владельцев собак). Так как же разобраться во всем этом многообразии точек зрения и понять, что же такое эта социализация и нужна ли она вашему щенку?

Если говорить простыми словами, социализация — это усвоение того, что в этом мире является нормальным. Как выглядят нормальные вещи, как они себя ведут, как происходят нормальные взаимодействия. В природе нормальность (обычность, привычность) является синонимом безопасности. Если щенок десять раз встретил майского жука, и тот его не ранил и не убил, значит, майский жук нормален и безопасен — в будущем можно не обращать на него никакого внимания. Если щенок попытался забрать у мамы косточку, она на него зарычала, а потом страшно клацнула зубами, значит, рычание небезопасно и на него нужно обращать внимание. В природе все устроено таким образом, что во время периода социализации родители оберегают щенка от опасностей (или ясно обозначают их опасность), и он имеет возможность познакомиться только с безопасными вещами (которые впредь будет считать нормальными). В этот период действует своеобразная «презумпция безопасности»: все новое безопасно, пока не доказано обратное. А когда период социализации заканчивается и родители плавно перестают оберегать щенка, эта «презумпция безопасности» сменяется на «презумпцию опасности»: все новое опасно, пока не доказано обратное. По-научному она именуется неофобией, боязнью нового. Неофобия — это важный механизм выживания. Если ты впервые в своей жизни встречаешь тигра, то лучше посчитать его по умолчанию опасным и убежать, чем посчитать его по умолчанию безопасным и стать его обедом. С окончанием периода социализации щенок начинает опасаться всего нового, с чем он не познакомился во время периода социализации.

У нас тоже есть период социализации, хотя он имеет более размытые и растянутые границы, нежели у собак. Точно так же мы обучаемся тому, что нормально в этом мире, а что ненормально («странно»). Например, в детстве мы не часто видим, чтобы другие люди шли-шли и вдруг ложились на спину асфальт, поэтому, будучи уже взрослыми, увидев такого человека, мы посчитаем его «странным» и насторожимся. А если бы мы в детстве каждую неделю видели таких людей (и наши родители не называли их «странными», т.е. опасными), то и взрослые мы бы не обращали на таких людей никакого внимания. Ну устал человек, отдохнуть прилег, что такого.

Знанием о возрастной периодизации развития щенков мы обязаны ученым Джону Скотту и Джону Фуллеру, чье масштабное исследование середины прошлого века дало нам ответы на многие важные вопросы. Согласно им, период социализации длится с 20 по 84 день (с 3 недель до 3 месяцев) и подразделяется на два подпериода: первичную внутривидовую социализацию (с 3 до 7 недель) и вторичную межвидовую социализацию (с 5-7 недель до 3-4.5 месяцев).

Под первичной социализацией подразумевается освоение собачьего языка и правил общения с сородичами, которым щенок обучается благодаря матери и однопометникам (а по возможности, и другим взрослым собакам в доме). Именно по этой причине не рекомендуется забирать щенка в новый дом раньше 7-8 недель: он может не успеть освоить все тонкости общения с другими собаками, из-за чего в будущем иметь проблемы с коммуникацией (конфликты).

Вторичная социализация подразумевает знакомство щенка с людьми, другими животными и окружающим миром (видами, звуками, ощущениями).

Здесь важно отметить, что период социализации является т.н. сензитивным периодом, т.е. периодом повышенной восприимчивости. Это означает, что обучение конкретным вещам происходит в этот период быстро и легко, а вне этого периода долго и сложно (и чем дальше, тем дольше и сложнее).

Например, у детей сензитивный период для речи — 1 год: в этом возрасте дети обучаются говорить быстро и легко. Это не значит, что если до 3 лет он не говорил, то его уже не научить; это значит, что в 3 года научить его говорить будет гораздо сложнее. А в 14 лет научить речи будет уже практически невозможно («дети-Маугли»).

Так же и у собак. До 3 месяцев щенки запоминают безопасные вещи быстро и легко, до 4.5 месяцев уже намного сложнее, а после этого возраста все тяжелее и тяжелее. Например, к тому, к чему 3-месячный щенок привыкнет за 2 часа, годовалый щенок привыкнет за 2 недели, а 3-летняя собака — за 2 месяца. Знакомьте щенка с тем, с чем ему придется сталкиваться в дальнейшем, как можно раньше!

Какие ошибки можно совершить в процессе социализации?

Первая ошибка — не социализировать щенка. При этом нужно признать, что есть щенки, которым социализация действительно не нужна. Это щенки с «крепкой» психикой. Проблема в том, что таких щенков очень мало и они являются результатом специального, чаще рабочего, разведения. Тренеры, говорящие о ненужности социализации, скорее всего, являются владельцами именно таких щенков. Вы, скорее всего, владельцем такого щенка не являетесь. Гарантией «крепкой» психики у щенка является наличие «крепкой» психики у обоих родителей, поскольку «слабая» психика является доминантным признаком: если хотя бы один из родителей обладает «слабой» психикой, по крайней мере часть его потомства будет такой же. Такое разведение сопряжено с высокими требованиями и жесткой выбраковкой. В обычном же шоу-разведении, где во главе угла стоит внешность, производителями зачастую становятся собаки с явными проблемами поведения и/или «слабой» психикой. Если Вы не знаете наверняка, что у обоих родителей Вашего щенка «крепкая» психика, считайте, что у него «слабая» психика, и социализируйте его. Если Вы проведете «лишнюю» социализацию у «крепкого» щенка, хуже от этого ему не станет, но если Вы не социализируете «слабого» щенка, это будет катастрофа (возможно развитие страхов и агрессии, вплоть до невозможности комфортно жить с такой собакой).

Также о ненужности социализации говорят люди, которые не осознают, что на самом деле они активно социализируют своих щенков. Например, в их доме часто бывают гости (и взрослые, и дети), они берут с собой щенка на разные мероприятия и в разные места (соревнования, выставки, городские праздники), а в доме могут проживать другие собаки, с которыми щенок регулярно играет. Конечно им не нужна какая-то особенная отдельная социализация! Что они упускают из виду, так это то, что не все хозяева щенков ведут столь же насыщенную жизнь и что они вкладывают в слова «социализация не нужна» иной смысл. Социализация нужна. Независимо от того, как Вы ее называете: социализацией или обычной жизнью.

Вторая ошибка — знакомиться с каждой встреченной собакой и/или человеком. Сюда же относится приводить щенка каждый вечер на общий выгул и забывать о нем на часок, пока он бегает с другими собаками, а Вы общаетесь с другими хозяевами. Не забывайте, что социализация в первую очередь — усвоение правил взаимодействия с окружающим миром. Каким правилам Вы учите своего щенка? Что он будет делать, став уже взрослым? Бежать к каждой увиденной на улице собаке и/или человеку? Забывать о существовании хозяина, играя с другими собаками? Игнорировать его команды в присутствии других собак (у этого, кстати, даже термин есть — «выученное непослушание»)? Задумайтесь, чему Вы учите своего щенка под эгидой социализации!

Третья ошибка — «насильная» социализация. Надо социализировать — значит, надо социализировать, и не важно, что щенок при этом, поджав хвост, прячется за Вас. Или, может, Вы тянете его за поводок к собаке/машине/лестнице, приговаривая «не бойся, все хорошо»? Так вот, это НЕ социализация! Социализация — это запоминание, какие вещи и явления безопасны. Если щенок испытывает негативные эмоции, связанные с предметом, он уже не считает его безопасным и совершенно определенно не хочет к нему приближаться. Если на Вас замахнется ножом незнакомый мужик, Вы испугаетесь и посчитаете его опасным. И уж тем более Вы не захотите к нему приблизиться, даже под уверения друга «да не бойся, он так играет; он тебя не тронет». Вот лично я точно не захочу проверять, тронет он меня или нет. И еще меньше Вы оцените попытки друга подтащить Вас за рукав поближе к этому «доброму и не страшному» мужику, чтобы Вы убедились, какой он добрый и не страшный.

Четвертая ошибка — социализировать и расслабиться. До 4 месяцев Вы знакомите щенка с кучей людей, животных, мест и звуков, после чего с чувством выполненного долга расслабляетесь и продолжаете вести свою обычную жизнь. В английском есть выражение Use it or lose it (Используй или потеряй) — если какой-то навык или знание не используются, мозг их попросту забывает. Зачем хранить ненужную информацию? Точно так же, как Вы забываете выученные в школе стихотворения и математические формулы, если не повторяете их регулярно, собака со временем забывает опыт социализации.

Я сама попала в такую ловушку с Гансом, социализируя его с черепахами. В 6 месяцев черепаха могла ползать по нему, спокойно лежащему на боку. Я поставила мысленно галочку и прекратила доставать черепах. Каково же было мое удивление, когда в 3 года я положила рядом с Гансом черепаху и он вскочил как ошпаренный и шарахнулся в сторону! Двух месяцев социализации с черепахами как ни бывало.

Как правильно социализировать щенка?

Во-первых, нужно помнить, что социализация — это всегда положительный опыт (в крайнем случае нейтральный). Если щенок демонстрирует признаки страха или стресса, ни о какой социализации не может идти речи. Он наоборот учится бояться этих вещей. К счастью, маленькие щенки способны легко преодолевать свой страх (в силу высокого любопытства): им для этого нужно лишь время. Это значит, что не нужно форсировать события: не нужно тянуть его за поводок, подбадривать уговорами или приманивать лакомством. Не давите на него. Позвольте ему двигаться с его собственной скоростью. Тогда его опыт будет гарантированно позитивным (с приятным бонусом в виде умения преодолевать страх).

Лакомства в процессе социализации — это хорошо. Но только если правильно их использовать. Нельзя приманивать лакомством боящегося щенка, но можно (и нужно) награждать его лакомством за смелость. В чем разница? Предположим, щенок боится ступенек. Вы маните его кусочком, который он очень хочет съесть, он поднимается несколько ступеней, съедает кусочек — и обнаруживает себя посреди страшной лестницы. Что делать? Паника, ужас! Это все равно что друг проведет Вас куда-то с завязанными глазами, потом Вы снимете повязку и обнаружите себя на подвесном мосту над ущельем (а Вы боитесь высоты). И что делать? В какую сторону бежать? И бежать ли? При этом доверие к другу у Вас явно поубавится. Конечно, через несколько десятков таких повторений Вы перестанете бояться этого моста и будете смело по нему ходить, но есть куда более быстрый и эффективный способ. В качестве альтернативы Вы можете просто подождать, пока щенок отважится поставить одну лапку на следующую ступень, и наградить его радостной похвалой и лакомством. Потом подождать следующего шага, который снова наградить. Вы и глазом моргнуть не успеете, как щенок начнет лихо бегать по лестнице туда-сюда. Причиной тому то, что Вы награждаете не столько подъем по ступенькам, сколько проявление храбрости. А Вы уже знаете, что подкрепляемое поведение становится чаще, то есть Ваш щенок с каждым кусочком становится все храбрее и увереннее в себе. Плюс сам факт, что именно щенок контролирует ситуацию (он решает, когда ему сделать следующий шаг, а не Вы), повышает его уверенность в себе и в безопасности ситуации.

Если что-то напугало щенка (машина, большая собака, черный пакет), отойдите от этого предмета на такое расстояние, на котором щенок снова будет чувствовать себя спокойно и уверенно, и позвольте ему преодолеть свой страх, приближаясь к «страшному» объекту на комфортной для него скорости. Социализация — это как раз тот случай, когда тише едешь — дальше будешь.

Во-вторых, не забывайте, что социализация — это обучение правилам взаимодействия с окружающим миром. Как щенок ведет себя с Вами, другими людьми и собаками в период социализации, так же он будет вести себя и взрослым. Если сейчас он подходит обнюхаться к каждой встреченной собаке, то и в будущем он будет делать так же (здравствуйте, проблемы «моя собака рвется к другим собакам» и «моя собака бросается на других собак»). Если сейчас он не общается с Вами в присутствии других собак (на выгуле), то и в будущем при других собаках Вы будете переставать для него существовать. Социализация — лучшее время для обучения щенка тому поведению, которое Вы хотите видеть у него в будущем.

Социализация — это положительный опыт, а не близкий физический контакт. Сидеть рядом с хозяином, поглядывать на него и получать вкусняшки, когда мимо проходит другая собака, — это тоже социализация. Так Вы учите щенка хорошим манерам: «когда ты видишь другую собаку, будь со мной и посматривай на меня; это здорово!» Играть со своим щенком в перетяжки или учить новые трюки на выгуле, когда вокруг бегают другие собаки, — это тоже социализация. Так Вы учите его, что в присутствии других собак Вы не перестаете существовать, а наоборот, являетесь главным источником удовольствия. В таком случае между Вами и другими собаками он всегда будет выбирать Вас. А уж какое у него будет послушание, если в качестве награды Вы будете использовать разрешение поиграть с другими собаками! Представьте, что мама оторвала Вас от игры с друзьями только для того, чтобы сказать, что Вы можете поиграть с ними еще часочек (а не идти домой есть суп или делать уроки).

В-третьих, помните, что с завершением периода социализации, процесс социализации не заканчивается. Приобретенный опыт нужно поддерживать в течение всей оставшейся жизни. Да, это нужно будет делать не так часто и не так активно, но делать будет нужно. Встречаться с разнообразными людьми и животными, посещать различные места, слышать различные звуки (хотя бы в аудиозаписи), ходить по разным поверхностям и взаимодействовать с разными объектами.

В каком объеме социализировать?

С каким количеством людей, собак, предметов, звуков и мест должен познакомиться щенок в период социализации? Среди специалистов нет единого мнения на этот счет. В целом можно выделить два подхода к социализации: количественный («чем больше, тем лучше») и качественный («лучше меньше, да лучше»). Эти подходы не являются взаимоисключающими, а лишь сообщают о том, на что в условиях ограниченного времени стоит сделать акцент. Лучше пообщаться с 5 разными детьми по 10 минут или с 10 разными детьми по 5 минут?

Йен Данбар говорит, что до 3 месяцев (пока находится на карантине) щенок должен познакомиться со 100 разными людьми, из которых 25 будут мужчины и 25 дети. Причем эти люди должны совершать со щенком манипуляции (удерживать, трогать лапы, смотреть уши и зубы), награждая его лакомством. После 3 месяцев к такой социализации с людьми добавляется социализация с другими собаками (щенками) в рамках щенячьих социализационных групп, где щенки учатся слышать и предпочитать хозяев в присутствии других собак. Про социализацию со звуками, местами или объектами Данбар ничего не говорит, поскольку его программа социализации создана с позиции ветеринара и служит конкретной цели — вырастить неагрессивную к людям и сородичам собаку, которая охотно позволяет производить над собой гигиенические и медицинские манипуляции.

София Йин предлагает программу «100 людей за 100 дней» (начиная с 8-недельного возраста). При этом она отдельно выделяет приучение к манипуляциям (в том числе осуществляемым незнакомцами) и социализацию с другими собаками, животными, звуками, предметами и явлениями. В результате получается чек-лист из порядка 90 пунктов (из них 20 связаны с людьми и столько же с манипуляциями).

Гриша Стюарт (создательница метода В.А.Т.) разделяет качественный подход. По ее мнению, щенок к 12 неделям должен познакомиться с:

  • 12 разными людьми вне семьи (включая женщин, мужчин, детей и стариков, разных рас и национальностей),
  • 12 поверхностями (песок, трава, снег, галька, металлическая решетка и др.),
  • 12 шумами (аудиозаписи грома, фейерверков, детского плача, выстрелов итд),
  • 12 быстро движущимися объектами (машины, велосипеды, ролики, бегуны итд), получая лакомство за спокойствие,
  • поесть из 12 разных «тарелок» (зонт, туннель, пакет, коробка итд).

Она также акцентирует внимание на том, что щенка не надо при этом закармливать лакомствами, а надо позволить спокойно изучить новый объект на комфортной для него скорости (предоставить ему полный контроль над ситуацией).

Я в последнее время больше склоняюсь к качественному подходу, поскольку не раз имела возможность убедиться в том, какой эффект имеет предоставление собаке контроля над ситуацией. Да и не только собаке. Как многие советсткие и постсоветские дети я боюсь лечить зубы. В моем детстве подход у стоматолога был простой — «больно? терпи». Никакого контроля над ситуацией. И никакая награда в конце не была способна изменить это чувство безысходности при нахождении в кресле. Мой нынешний стоматолог разделяет другой подход — «если захочешь остановить процедуру, просто подними большой палец вверх». У меня полный контроль над ситуацией: я решаю, когда начинается процедура, и могу остановить ее в любой момент. Еще ни разу я не использовала этот жест, поскольку уже это ощущение контроля над ситуацией успокаивает и расслабляет. Знание, что ты можешь «соскочить» в любой момент, придает уверенности сделать еще один шажок вперед.

Важно отметить, что ощущение контроля само по себе является подкреплением, то есть, при таком подходе к социализации Вам не нужны будут лакомства. Вам нужно просто позволить щенку начинать и прекращать взаимодействие с объектом тогда, когда он сам этого захочет. Просто и эффективно.

Период социализации — это несколько недель в жизни щенка, за которые он должен познакомиться со всем, что может встретиться ему в будущем, и научиться правилам взаимодействия с этими вещами. Получаемый при этом опыт обязательно должен быть позитивным: только так щенок выучит, что эти предметы и явления ему не угрожают и их не нужно бояться. Если щенок прижимает уши, поджимает хвост, пытается убежать или спрятаться за Вас, отойдите с ним от пугающего объекта подальше и позвольте щенку приблизиться к нему на комфортной для него скорости. И помните, что с окончанием периода социализации процесс социализации не заканчивается: полученный опыт нужно поддерживать на протяжении всей оставшейся жизни. Активная социализация — залог комфортной жизни с воспитанной собакой.

Как социализировать вашего щенка

Мы каждую неделю получаем электронные письма по поводу проблем, с которыми сталкиваются новые владельцы щенка вследствие его плохой социализации. Большинство этих людей считает, что их поведение по отношению к щенку правильное, в то время как в действительности оно порождает проблемы, с которым затем приходится сталкиваться.

Непреложный факт, что социализация – одна из областей дрессировки собаки, в которой возникает больше всего ошибок.
Старая концепция социализации предполагала, что вы брали своего щенка и устраивали его общение с людьми, другими собаками, незнакомыми местами. Когда мы начинаем утверждать, что этот путь приводит ко многим поведенческим проблемам, с которыми впоследствии сталкиваются владельцы щенков и взрослых собак, люди спрашивают: «Как мы можем социализировать щенка, если не будем разрешать ему выходить играть с другими собаками?» Или они считают, что для преодоления робости щенка по отношению к незнакомому объекту, вызывающему страх, например, уборочной машине, нужно дать щенку возможность рассмотреть и обследовать ее, после чего она перестанет пугать щенка.
Должен признаться, что несколько лет назад я рекомендовал владельцам то же. Однако со временем я понял, что ошибался, и существуют гораздо лучшие способы социализации собаки.
Наше понимание социализации
В нашем понимании социализация – это когда нашим собакам комфортно в новых местах и ситуациях. Мы хотим, чтобы собаки безразлично относились к посторонним людям, местам и объектам. Я хочу, чтобы моя собака воспринимала посторонних как часть окружающей среды и игнорировала их, а не желала вступить в контакт.
Когда мы берем с собой собаку в незнакомую обстановку, мы хотим, чтобы она была сконцентрирована на нас как на лидере и легко управлялась.
Как мы социализируем наших собак
Мы начинаем социализацию в ту минуту, когда берем себе собаку. Она начинается с того, что мы постоянно демонстрируем собаке, что держим под контролем каждую минуту ее жизни. Инструментами для этого является поводок и собачий бокс (ящик). Мы также показываем, как здорово находиться рядом с нами, для чего используем лакомство.
Как правило, маленькие щенки имеют более выраженную пищевую мотивацию, чем игровой драйв. Для большинства рабочих пород эти приоритеты со временем поменяются, если в молодом возрасте будут включены соответствующие «триггеры», но это тема для другой статьи.
Мы тренируем собак с использованием вербальных маркеров. По этой теме вы можете прочитать мою публикацию «Эффективная дрессировка с маркерами».
Работа со щенками начинается с «зарядки маркера» и определения цены пищевого вознаграждения. Этот процесс занимает несколько дней. Как только эта задача решена, мы начинаем работать над процессом «концентрации» (здесь и далее используется термин «концентрация», принятый в российской спортивной кинологии, который означает сосредоточенное внимание собаки, направленное на проводника, следствием которого является незамедлительный отклик на его действия. В оригинале использован термин «engagement” (прим. переводчика).
Концентрация
Основополагающий принцип нашей программы социализации собак основан на использовании концентрации.
Когда собака сконцентрирована на своего проводника, то она полностью «растворяется» в нем и игнорирует всякое окружение. Такое поведение – результат обучения. Очень немногие собаки демонстрируют его без подготовки (я думаю, не более 1 из 10000). Подавляющему большинству собак нужно пройти соответствующее обучение, чтобы быть способным концентрироваться на своем проводнике.
Мы начинаем работу над процессом концентрации щенка с введения высокого уровня пищевого вознаграждения. Это не значит, что необходимо использовать собачьи бисквиты из Wall Mart. Это подразумевает маленькие кусочки мяса или некоторых имеющихся в продаже высококачественных натуральных лакомств для собак. Когда собака смотрит на нас, мы маркируем это поведение и поощряем ее лакомством. Мы работаем над контактом тогда, когда щенок голоден, — перед кормлением. Это техника быстро научит щенка, что вы – крутой владелец, рядом с которым быть здорово.
Процесс обучения концентрации выходит за рамки этой статьи. Я мог бы написать об этом книгу. Видеоматериал под названием «ЭФФЕКТИВНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАКИ С ПОМОЩЬЮ ЕДЫ» включает большой раздел по наработке контакта с собакой.
Развитие концентрации начинается дома в спокойной обстановке, изолированной от внешних раздражителей. Например, на кухне, в саду, на заднем дворе. По мере того, как щенок все больше и больше концентрируется на проводнике, последний может начинать выводить собаку на новое место и работать над контактом уже там. Но начинать работать нужно в привычном месте, свободным от внешних раздражителей.
По мере того как собака узнает, что поход в новые места – это интересное времяпровождение, ее отвлекаемость и расконцентрация будут нарастать.
Задача проводника – найти как можно больше разнообразных мест, где можно работать над концентрацией. На более поздних этапах обучения проводник должен находить места, которые у собаки вызывают стресс. Это необходимо, поскольку в стрессе собаке трудно удерживать концентрацию. Если контакт с проводником будет потерян, нужно вернуться назад, в такое место, где вы сможете восстановить и удержать внимание собаки. Когда контакт восстановлен, необходимо вновь прийти в «сложное» место и продолжать работать над концентрацией на максимально близкой дистанции.
Проблема с незнакомцами
Проблема контактов с незнакомыми людьми заключается в том, что очень мало кто понимает эту работу. Люди не умеют воспринимать и язык тела щенка и увидеть, когда он пребывает в стрессе или в страхе. Это легко может дать результат в виде активного сопротивления или бегства. И если такое случится, вы приобретете серьезную проблему, которую гораздо проще избежать, чем потом исправить (решение ее может занять длительное время — от недель до месяцев).
КАК РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ КОНТАКТОВ НЕЗНАКОМЦЕВ С ВАШИМ ЩЕНКОМ
Правильное отношение к вашему щенку со стороны незнакомых людей – это его игнорирование. Не вторгаться в его личное пространство, не смотреть на него, не разговаривать с ним, не трогать и не играть.
Ваша задача – объяснить всякому человеку, что когда вы гуляете со щенком, вы преследуете именно эту цель. Но на каждого 1 человека, который это понимает, найдется 100000, которые это не понимают. Я постоянно удивляюсь, как много людей игнорируют это предупреждение и подходят к щенку, чтобы его погладить. Если такое произошло, у вас есть серьезное основание осадить этого человека. Меня гораздо больше волнует моя собака, чем какой-то идиот, который не думает, не слушает и игнорирует мои предупреждения относительно нее.

Слишком много владельцев не решаются быть грубыми, чтобы предотвратить вторжение чужих людей в пространство своего щенка. Они прекращают работать со щенком, опасаясь реакции посторонних. Решительные щенки часто лают на чужих, потому что владелец не защитил их и не добился, чтобы незнакомец отступил. Подобные ситуации только укрепляют щенка в представлении, что агрессивная реакция на посторонних прогоняет последних прочь. Неопытные владельцы потом удивляются, что щенок шваркается на все, что видит. Но это происходит потому, что владелец сам научил их такому поведению.
Разумеется, это проще, чем сказать «Пошел вон!» человеку, который игнорирует вашу просьбу не лезть к щенку. Но не беспокойтесь о чувствах. Такие люди, очевидно, не ищут вашей дружбы, ибо заведомо игнорируют ваши просьбы.
Что делать, когда незнакомец подходит к щенку
Лучший способ решить ситуацию, когда к вам приближается незнакомый человек – это всегда иметь с собой мешочек с лакомством. Если вы видите, что ваш щенок начинает проявлять к кому-либо интерес, нужно переключить его на себя. Ваша задача состоит в том, чтобы сделаться более интересным, чем незнакомец, и если пищевое вознаграждение будет достаточно весомым, щенок начнет воспринимать посторонних как спусковой крючок (триггер), по которому его владелец (вы) начнет игру и доставит ему удовольствие.
Та же тактика используется для социализации в незнакомых местах, вызывающих у щенка стресс. Если вы видите, что щенок проявляет беспокойство, переключите его на себя. Приучите щенка к тому, что новые страшные места не так уж плохи, ибо там владелец играет с ним и можно получить другие удовольствия.
Почему нельзя разрешать посторонним кормить вашего щенка
Почему не следует позволять посторонним людям делать вашему щенку презенты (еду, игрушки)?
На этот важный вопрос есть несколько ответов:
Когда вы разрешаете чужим людям делать щенку презенты, это только приучает щенка отвлекаться на них. Но ведь вы работаете над задачей игнорирования вашей собакой посторонних людей, предметов и ситуаций. Зачем же себе противоречить?
Если ваша собака опасается незнакомцев, то вы создаете риск извращения пищевой мотивации из-за проблем с нервной системой. Если собака привыкнет к подобному поведению (получению еды из чужих рук), она в дальнейшем часто будет подходить к незнакомцам, чтобы получить от них еду, и потом длительное время зацикливаться на таком человека, даже, после того, как он ушел. Нередко такие собаки потом будут кусать людей (потому что агрессия, как результат подобного «обучения» будет провоцироваться уходом от них посторонних людей).
Если у владельца агрессивная собака, и он позволяет чужим подкармливать ее, то собака рано или поздно привыкает, что так и должно быть. В конце концов, возникает ситуация, когда у владельца не окажется корма, чтобы дать его незнакомцу. Но собака этого не поймет! В ее голове будет одна мысль: «Я права! Это постороннее существо заставляет меня нервничать, и оно не из тех, кто делает мне презенты, так что я уничтожу его!»
Зачем же владелец сам загоняет себя в подобную ситуацию, если у него возбудимая агрессивная собака, и затем удивляется, почему она возникла? Факт в том, что он сам собственными усилиями развил импульсивную агрессию своей собаки.
А как насчет посторонних собак?
Начнем с того, что если одна собака подвергается атаке другой собакой, то другая собака зачастую и считается агрессивной.
Новые владельцы собак, как правило, не имеют достаточного опыта, чтобы распознать соответствующие сигналы и признаки доминантного поведения и агрессии у чужой собаки. По этой причине неопытные владельцы щенка или новой собаки не должны НИКОГДА разрешать незнакомым собакам находиться рядом с их собакой.
Тем же, кто хочет проигнорировать эту рекомендацию, стоит прочитать мою статью «КАК ПРЕКРАТИТЬ СХВАТКУ СОБАК БЕЗ НАНЕСЕНИЯ УЩЕРБА» (HOW TO BREAK UP A DOG FIGHT WITHOUT GETTING HURT). Посмотрите на фотографии покусов собак, присланные людьми, прочитавшими эту статью после неудачной попытки пресечь схватку, после чего они отправились на сайт google, чтобы выяснить, что было сделано не так.
Нет ничего плохого в том, что у вашей собаки имеются свои друзья-собаки. Однако путь, который приведет к усвоению вашим щенком манер дружелюбной собаки, начинается с того, что вы сами должны найти кого-то, разделяет ваши представления о собачьем поведении. После этого присмотритесь к такой собаке, которая ведет себя отчужденно по отношению к другим собакам. Мне хотелось бы встретить такую собаку, которая просто будет игнорировать моего щенка. Для начала самое лучшее, что можно найти, — это собаку, которая не хочет играть и полностью индифферентна к моему щенку. И если я держу своего щенка на длинном поводке или рулетке, я смогу работать над контактом с ним рядом с другой собакой.
Идеальная взрослая собака – это та, которая может поставить щенка на свое место за неподобающее поведение, но в то же время не нанося ему какого-либо ущерба. Важно, чтобы это было сделано в возрасте щенка до 8-10 месяцев. Само собой разумеется, что вся работа проводится под контролем владельца.
Укладывать рядом двух незнакомых собак вместе не рекомендуется, если вы не можете соблюсти соответствующий «протокол», который выходит за рамки данной статьи.
Я опубликовал статью о том, почему парки для собак – это неудачная идея. Если вы — владелец щенка, вам следует прочитать ее. В то же время я сказал, что можно использовать парк для собак в качестве способа тренировки. Метод ее – оставаться снаружи за оградой вместе с вашим щенком и работать над контактом с вами без риска.
Что делать, если незнакомая собака приближается к вам во время прогулки?
Ваша задача как нового владельца собаки – научиться быть лидером стаи. Большинство людей не являются врожденными лидерами, но любой человек может научиться им быть. Я написал материал на эту тему и подготовил обучающее видео.
Часть работы вожака – защита других членов стаи. Это значит, что вы должны защитить свою собаку, когда к ней подошел посторонний. Если вы идете в место, где бывают незнакомые собаки, запаситесь крепкой тростью или эффективным аэрозольным отпугивателем против собак.

Если посторонняя собака приблизится к вам, встаньте между вашим щенком и ней. Звук (крик) — достаточно эффективен, чтобы заставить постороннюю собаку развернуться и уйти. Если все же она подошла близко, не стесняйтесь и воспользуйтесь тростью или аэрозолем. Я гарантирую вам, что если вы огреете чужую собаку по голову тяжелой тростью, она хорошо запомнит, кто вы есть, и никогда больше не подойдет к вам или к вашей собаке.
И – важно – в результате этого вы заработаете большое уважение вашего щенка (или собаки).
Надо отметить то, что слишком многие люди беспокоятся, что травмируют чувства других владельцев собак. Но если вам пришлось так поступить — то только потому, что другой владелец не желает контролировать свою собаку. В мире достаточно идиотов, и меня совсем не волнует, что они подумают о «ненормальном» парне с большой палкой.
Социализация начинается дома
Очевидный факт, что хорошая социализация начинается сразу у вас дома. Обучение вашей новой собаки манерам и правилам поведения в доме (как вы себе эти правила представляете), готовит почву для ваших дальнейших отношений.
Мы сейчас выращиваем наших щенков в загончиках и боксах в доме. У меня как раз подрастает щенок малинуа. Сейчас ему 6 месяцев, и он живет в загончике с возраста 8 недель.
Мне повезло, потому что я имею возможность разместить загончик прямо рядом с моим столом, и мой офис выложен керамической плиткой на случай каких-либо ошибок домашнего обучения. Когда щенок не в загончике, он находится в боксе, но большую часть времени все же он проводит в загоне.
Это подходящее место, чтобы научить его не прыгать на загородки загончика, когда входят люди. Если он прыгает, я просто говорю «НЕТ» или «ФУ» и делаю шаг назад. Щенки быстро понимают, что нет никакого общения, если они прыгают вверх.
Замечательной особенностью этой системы является то, что мы можем поместить загончик в нашу жилую комнату, где находятся взрослые собаки, и щенок становится частью семьи без какой-либо изоляции в виде собачьего бокса. Он может лежать в своем загончике, в то время как взрослые собаки находятся рядом, когда мы смотрим телевизор. Это отличный способ приучать щенка вести себя спокойно в доме, а не быть диким.
Кроме того, мы никогда не позволяем щенкам находиться в доме без поводка в свободном состоянии. Когда они не в загончике, они всегда находятся на поводке. Мы используем систему buddy leash system (поводок, прикрепляемый к поясному ремешку владельца) или тонкий щенячий поводок, чтобы фиксировать собаку и ограничивать ее перемещения. Давать щенкам свободу действий в доме – это лицензия на катастрофу. Щенок, который привязан к вам поводком, не имеет возможности рыться в мусоре, копаться по углам, мочиться на полу, не может прыгать на посетителей и детей.
Новые владельцы думают, что поводок нужен только для улицы, но это совсем не соответствует истине. Наоборот, использование поводка в доме – отличный способ управления щенком и избегания многих проблем.
Эд Фраули.
перевод: М.Югов

Социализация собаки

Существует целый ряд классификаций периодов развития, которые несколько отличаются друг от друга. Развитие щенков подробно исследовалось Джексоновской лабораторией (США). Становление и развитие поведения собак в течение многих лет изучается лабораторией онтогенеза Института физиологии им. И.П.Павлова АН СССР. Продолжительность отдельных стадий развития может варьировать как между

породами, так и в пределах одной породы.
Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного, и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и достаиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие собаки, как социального животного, оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным. Работа по генетике и социальному поведению разных пород собак в онтогенезе Скота и Фулера (Scott & Fuller), опубликованная в 1965 г., явилась настоящей вехой в науке и на многие годы определила направление исследований. Этапы социализации на волках рассматривали в своих работах американские исследователи Вулпи и Гинсбург( Wulpy, Ginsburg); В.Микуличек показал наличие, таких критических периодов у собак, четко указав рамки, когда завершается один период и начинается другой. Аналогичные исследования проводились под руководством Л.В.Крушинского на волках и на собаках и привели к выводу, что невозможно четко указать границы периодов, очень много зависит от индивидуальности щенка, от условий выращивания и содержания. Эволюция пород, особенно в нашем столетии, резко усиливается, и вполне вероятно, что именно благодаря этому и под влиянием сложной среды одна из основ поведения — социализация находится в очень подвижном состоянии.
Итак, хотя стадии, или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего вида собака домашняя в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три — четыре раза. Для ориентировки при дальнейшем изложении мы дадим сроки, наиболее характерные для средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее близки к средним показателям.
Первый период социализации начинается после 2 недель от роду и продолжается примерно до 8 недель. Одно из важнейших событий в жизни социального животного — это импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ своего вида и это особенность собаки образ человека — партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.
Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак.
Следует отметить, что импринтинг у собак в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек — не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.
Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок велико, разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь, же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потом бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.
Формирование понятия «МЫ» зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать, бывает, подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться. В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям и то далеко не во всем.
Второй период социализации может смыкаться или перекрываться с первым периодом; приходится на возраст примерно от 1,5 до 5 месяцев. Суть периода в формировании индивидуальности, в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное «Я». Резко возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Усиливается исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Игровое поведение является, чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей иерархии.
Наиболее больной вопрос — симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие «чужие» — взрослые собаки никогда не обидят щенка в этот возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально сформированным поведением). Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве, и, встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить.
Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей дают совершенно новый уровень приспособленности вида.
Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот, он сразу же повысил генетическую приспособленность. Гибель взрослого животного, родителя может быть вызвана случайными факторами, сохранение его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую случайность. Кроме того, таким образом, может происходить обмен генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня инбридинга, в норме присущего псовым. Стремление многих взрослых сук к убийству подсосных (примерно до месячного возраста) щенков отнюдь не противоречит только что сказанному. Убийство маленьких щенков — вариант естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и защищать его. Прием в стаю чужих детенышей может оказаться выгодным в тех ситуациях, когда большая стая обеспечивает более эффективные добычу пищи, защиту территории. Возможность для щенка поменять родную стаю на чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о низкоранговых особях.
Третий период социализации приходится на возраст 6-10 месяцев и непосредственно связан с активно протекающим половым созреванием. Только сейчас, когда детство заканчивается и начинается взросление, собака включается в структуру стаи, это резко осложняет для нее смену социальных партнеров и мирного перехода в другую стаю. В этом периоде чужие собаки уже могут проявлять агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество дружественных связей оказывается ограниченным, для образования новых нужны уже особые условия. Суть третьего периода в том, что собака разделяет мир по признаку свои и чужие, к понятиям «МЫ» и «Я» добавляется «ОНИ». Этот этап социализации для собаки завершающий.
Поскольку собака воспринимает человека как представителя своего вида, то и людей в ходе последнего этапа социализации она разделяет на своих и чужих. Реакция на чужих зависит от породы: у сторожевых, охранных и подобных им собак отбор велся на агрессивное отношение к чужим, причем, в ряде пород именно появление недоверчивой реакции на посторонних людей происходит очень рано, еще в период становления «Я». У таких пород третий период социализации как бы вклинивается во второй, агрессивность появляется при первых же, еще очень слабых выбросах в кровь половых гормонов.
Однако, в других породах, где отбор велся на дружелюбное отношение к человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе социализации. У ездовых собак мы видим явно выраженную реакцию избегания чужих. У ряда собак-компаньонов третий период так полностью и не завершается, такие собаки так и не становятся совершенно взрослыми, они нуждаются если не в непосредственной опеке хозяина, то в теснейшем общении с ним.
Весьма интересен третий период социализации у собак специализированных охотничьих пород, особенно ярко видно это на примере гончих. С наступлением полового созревания, с взрослением не связано замыкание стаи, закрытие ее границ. Такого на больших псарнях просто никогда не происходило, поскольку состав собак то и дело менялся. Вместо этого идет очень своеобразная трансформация понятия «свой» применительно к человеку. В качестве своего воспринимается охотник с вполне определенной амуницией. Для современной гончей подробным признаком, или атрибутом «своего», человека-охотника является ружье. Собака, побывавшая в поле, полностью доверяет любому человеку с ружьем.
В ходе третьего этапа молодая собака не просто сталкивается с враждебностью и других животных, но и научается определенным образом оценивать уровень опасности их для себя. Если собака из другой стаи опасна в высшей степени, уже тем, что она чужая, то в своей стае часть собак сохраняет к молодому животному дружелюбие, другие только терпят его, зато третьи откровенно третируют. Собака перестает быть личностью только для себя, она приобретает индивидуальные черты для прочих собак. Щенок по большому счету не имеет пола, а его детский ранг в среде сверстников совершенно не интересует взрослых животных. При половом созревании молодая собака приобретает в поведении черты, которые для ее соплеменников четко ассоциируются с определенным полом, теперь она должна занять свое положение в стае, причем, в соответствующей полу подсистеме.
Именно на третьем этапе социализации собака включается во взрослую систему иерархии, приобретает определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей, как с одногодками, так и с другими, более взрослыми собаками. Первичная, щенячья, иерархия практически перестает существовать. Да, память о прежних симпатиях и антипатиях остается, может окрашивать отношения повзрослевших животных, но эти детские отношения перестают быть актуальными. Именно в этом возрасте становится возможным заключение лояльного союза. Пока окружающие сплошь добры к малышу, он может отвечать лишь большей или меньшей привязанностью, легко меняющейся и быстро забывающейся. Но стоит подростку понять, сколь по-разному к нему относятся прочие живые существа и осознать, что одни могут помочь избежать неприятностей, доставляемых другими, как возникает основа для гораздо более глубокой и прочной привязанности, почва, на которой и взрастает лояльный союз.
Лояльный союз всегда выгоден и взаимоприятен. Как бы сильно не хотел щенок попасть под опеку доминанта, не случится этого, пока в союзе не окажется приятной стороны и для последнего. Часто эти отношения восполняют дефицит дружественных социальных контактов, снимают излишнее напряжение, только так можно объяснить заключение союзов не только между однопометниками или «бандитами»-изгоями, но и между высокоранговыми и молодыми кобелями.
О том, какого положения в обществе наиболее часто могут добиться собаки, лишь вступившие на порог зрелости, мы уже говорили. Чаще всего это «пограничники» и аутсайдеры. Отметим особо, что бегство щенка из стаи на втором периоде социализации вовсе не является изгнанием. Стая не отказывалась от него, не стремилась избавиться, этот щенок был лишь одним из массы, уход именно его для стаи был незаметен. Истинные изгнанники появляются лишь тогда, когда стая начинает видеть в них индивидуальность, когда их личные качества чем-то раздражают сообщество. Здесь процесс взаимный: не только собака избегает общаться с членами стаи, но и те активно отгоняют ее прочь от себя.
Невозможным, оказалось, выделить четкие границы между критическими периодами, сами периоды накладываются друг на друга. Еще не оканчивается критический для понятия «МЫ» период, как активный щенок уже начинает познавать мир как индивидуальность, завязывает первичные личностные связи, формирует отношения. Точно также понятие чуждости, непринадлежности к общности «МЫ» возникает в ряде пород и у особо одаренных интеллектом собак уже во втором периоде социализации. С другой стороны, возникает феномен, не мыслимый для дикого животного — незавершение третьего этапа, продленная на оставшуюся жизнь инфантильность.
Социальной депривацией называют лишение или резкое ограничение социальных контактов.
В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Мы уже упоминали социальную депривацию, говоря о возможности запечатлевания в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании раноотнятых щенков. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии контактов с другими собаками, приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов.
Гораздо чаще социальной депривации подвергаются животные именно в течение второго периода социализации. Особенно свойственно это для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате, первый выход на прогулку может произойти в 4 и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками. Мало того, что в течение всего карантина он испытывал потребность в информации о себе подобных, — такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт.
По истечении срока карантина, его выводят на улицу и выясняется, что он очень неуверен в себе, всего боится и вовсе не стремится к играм с другими собаками. Весь личный опыт собаки сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей. И это при том, что именно во втором периоде социализации щенку свойственно активно исследовать окружающее. Более того, именно в это время он учится понимать символический язык демонстраций своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Чем шире круг общения с другими собаками, тем больше таких символов он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях.
Однако, если критический период социализации заканчивается, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере выучить их, т.е. ограниченно будет применять само и и далеко не все понимать у других собак. Таким образом, при запоздалом знакомстве с прочими собаками, щенок начинает их избегать. Если облик этих существ для него еще смутно знаком, то их действия ему мало непонятны.
Такое незнание символического языка, присущего собственному виду, оказывается поистине бомбой замедленного действия. Щенок, не понимающий других собак, не просто глух и слеп с точки зрения коммуникативности: он не может вступать в контакты с ними, в результате, ему не с кем играть. А в социальных играх собака обучается не только правильному социальному поведению — без них невозможно полноценное формирование полового поведения. Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии, щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака, раз за разом препятствующая подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, лишь добившись криков боли от него самого. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям.
Депривация во время третьего периода не столь фатальна по своим проявлениям и может быть компенсирована, если до того у щенка были нормальные социальные контакты. В естественных условиях депривируется аутсайдер, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников депривант отличается, пожалуй, лишь повышенной нервозностью, которая у пород с развитой агрессивностью может оборачиваться вспышками немотивированной на первый взгляд злобы.
Деприваиия взрослого животного вызывает сильный дискомфорт. Подобная депривация, принципиально не отличающаяся от депривации в третий критический период, достаточно часто наблюдается у собак питомнического содержания и у тех, чьи владельцы — очень занятые люди. С собакой мало общаются и гуляют, часто вообще не выпускают из выгульного двора или вольера, нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. За контакт с себе подобными и/или с человеком такая собака в буквальном смысле готова отдать что угодно. В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, «отказник», привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее. Для деприванта общение может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, кажущийся ей неинтересным, подносить, допустим, аппортировочный предмет, можно, лишив ее общения. Получая минимум прогулок и внимания хозяина, флегматик будет готов работать, лишь бы хозяин был с ним.

Синдромы коттеджной или квартирной собаки и их социализация

В последнее время модно заводить породистых псов в загородные дома, где они свободно бегают по территории и общаются с хозяином и семьей. На своей территории такой пес ведет себя адекватно, но стоит вывезти его в «свет», как становится неуверенным и пугливым.

Для социализации коттеджной собаки ее надо чаще брать с собой в поездки, гулять в людных местах, выходить на выставки, пускай даже в роли зрителя. Если животное нервничает, нужно успокоить, приласкать и продолжить прогулку.

  • В незнакомое место можно взять любимую игрушку собаки или лакомство, пригласить с собой соседа с «другом» или «подружкой» вашей собаки.
  • Будьте спокойны и уверенны, своим видом показывая, что новая обстановка совершенно нормальна. Постепенно щенок поймет, что происходящее вокруг не опасно. За правильное поведение нужно поощрять лакомством.

Социализация квартирных собак

Так же социализируют и квартирных собак, не зависимо от породы. Хотя чаще всего социализации требуют мелкие породы. Хозяева приучают их к кошачьему лотку и в результате позволяют себе реже выгуливать, ожидая хорошую погоду. Собака сидит дома и «дичает», в ее поведении наблюдаются серьезные перекосы, психика щенка развивается в ущербном варианте.

Такие собаки чаще других попадают под автомобили, теряются на улице, бывают покусаны другими собаками или сами неистово облаивают и кусают людей. Именно истеричный лай без повода – визитная карточка собаки с «квартирным синдромом».

Чтобы избежать этих проблем, нужно постепенно социализировать собаку со щенячьего возраста.

  • Пока щенок только проходит вакцинацию – на улицу его можно выносить на руках и гулять там, где нет других собак. Он будет привыкать к городскому шуму.
  • Подростка нужно познакомить с максимальным количеством городских звуков: покатать на машине, в автобусе, электричке, регулярно гулять по оживленным улицам, пройтись по перрону на железнодорожном вокзале. Обязательно нужно посетить ветврача и парикмахера. Чаще меняйте маршруты прогулок.
  • Когда собака беспокоится ее нужно ободрять спокойным голосом, поглаживанием и кормом. При агрессии нужно одергивать собаку, но с совершенно спокойным голосом.
  • Пес должен быть равнодушен к бегунам в парке, к велосипедисту и к шумно играющим детям.
  • Обязательно ходите на собачьи площадки и различные выставки.

Для чего нужна социализация собаки? 10 (100%) 1 голос

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *